Примерное время чтения: 10 минут
57

В голодном плену. Российские моряки оказались в положении бесправных рабов в африканском Конго

Аудиозапись: зампредседателя РПСМ Игорь Ковальчук.

Уних не было ни медикаментов, ни денег, ни еды, ни визы. Судовладелец из Дагестана бросил их на произвол судьбы в далекой африканской стране Конго, даже не обеспечив экипаж питьевой водой и скромной провизией.  

Пигмеи оказались сердобольнее соотечественников-судовладельцев

Моряки не умерли благодаря сердобольности местных жителей, которые приносили им немного риса и не первой свежести рыбу. Из этого варили похлебку.  

Старший помощник капитана теплохода «Тюлень-6» Сергей Литвинов сейчас с благодарностью вспоминает месье Моро, потомственного рыбака из Конго, который изредка привозил им кокосы, бананы, рис и сахарный тростник.

- Но бывали дни, когда, кроме сахарного сиропа, есть было нечего, - рассказывает с горечью Сергей.

После четырех месяцев пустых надежд и бестолковых переговоров с судовладельцем, старпом Литвинов обратился за помощью в российское консульство в Конго. Дипломаты сообщили о бедственном положении наших моряков в Российский профессиональный союз моряков. 

Лишь тогда забрезжила надежда на реальную помощь. РПСМ выделил 1,5 тысячи долларов США на питание экипажа. На эти деньги  Посольством России с помощью российских военных наблюдателей миссии ООН в Конго была организована доставка продуктов и питьевой воды на судно. Гуманитарная помощь от профессионального союза пришла 8 мая.

Так мы готовим еду ("Тюлень-6")

 

Но труднее было репатриировать моряков на родину. 

– Это российское судно, российские граждане, и российское государство по конвенции МОТ 2006 года должно репатриировать моряков, взыскав потом расходы с судовладельца. За это отвечает МИД России, – рассказывает зампредседателя РПСМ Игорь Ковальчук. – Но так как мы ратифицировали эту конвенцию лишь в этом году, то средства для репатриации из федерального бюджета будут предусмотрены только со следующего года.

Российский профсоюз моряков был вынужден обратиться  к президенту России Владимиру Путину с просьбой оказать содействие в репатриации экипажа теплохода «Тюлень-6». Это было середине июня 2012 года. Затем моряки продублировали обращение в адрес министра МЧС Владимира Пучкова. 

Лишь в начале июля дело сдвинулось с мертвой точки. На репатриацию моряков были выделены деньги из федерального бюджета. А через две недели Игорь Ковальчук встречал девять членов экипажа ЗРС «Тюлень-6» в аэропорту «Домодедово». Двое поддались уговорам судовладельца и остались в Муанде.

- Боцман Александр Воробьев два года назад уже попадал в подобную ситуацию, дело было тоже в Африке. Вернулся из плавания без копейки в кармане. Так и не заплатили. Говорит, стыдно перед родителями второй раз возвращаться из рейса обманутым. 

На судне также остался моторист. Он – дагестанец, наверно, нашел общий язык с судовладельцами - своими соотечественниками, - говорит Сергей Литвинов. 

Однако возвращение на Родину - это еще не «happy end» одного из многих дальних плаваний. 

Обещаниями сыт не будешь

Пока моряки ходили в плавание, их семьи, в которых растут дети, жили в долг. По возвращении долги лишь выросли, некоторым морякам пришлось даже взять кредит в банке, чтобы кормить семью, собрать детей в школу. 

- За три месяца, как мы вернулись, судовладелец ни с кем из экипажа не связался. Мы постоянно перезваниваемся, обмениваемся информацией, поддерживаем связь с РПСМ, - продолжает свой рассказ Сергей. 

Морякам не выплачивалась заработная плата с декабря 2011 года. На сегодняшний день долг судовладельца экипажу составляет 3,8 миллиона рублей.

Вернувшись домой, моряки узнали, что их опасное приключение вряд ли стало случайностью, так как для одного рейса было слишком много нестыковок и обмана. 

Частный предприниматель заключил с моряками контракт на перегон судна из Туапсе в Севастополь. А после подписания, причем, уже в море выяснилось, что судно надо перегнать в Конго.

– На самом деле, первоначально мы должны были гнать судно в Севастополь на ремонт, – вспоминает начало своей конголезской эпопеи старший механик Сергей Литвинов. – Но потом  планы судовладельцев неожиданно изменились, и конечным пунктом маршрута стало значиться Конго. Весь экипаж был тогда обескуражен этим решением, ведь судно нуждалось в неотложном ремонте.

Игорь Непомнящий сообщил,что когда судовладелец нанимал их на рейс, то уверял, что оформлены все необходимые документы и визы. В итоге оказалось, что нужных бумаг нет, виз - тоже, а значит, что в далекой африканской стране россияне оказались на нелегальном положении. Стоило им сойти на берег – их на вполне законных основаниях могли арестовать. К счастью, этого не произошло.

- Мое личное мнение, что у судовладельца изначально был замысел перегнать судно в Конго, так как именно там находился генеральный директор ООО «Олимпия» Магомед Арсланбеков, с которым предприниматель заключил бербоут-чартер (в торговом мореплавании договор фрахтования судна без экипажа), - считает Игорь Ковальчук.

Моряки "Тюлень-6" на пирсе у западных берегов Африки

 

Зафрахтовали судно вместе с экипажем 

На разбитом суденышке моряки чудом добрались до Африки. В Средиземном море попали в шторм. На их глазах терпели бедствие три корабля, да и старенький «Тюлень-6» подкачал. Несколько раз отказывал двигатель. С горем пополам добрались до порта Муанда в Конго. Выходит, работодатели осознанно подвергали их риску.

ЗРС «Тюлень-6» (судно зарегистрировано в Государственном судовом реестре под № 9, порт приписки – Махачкала) строили специально для Каспия. Позже моряки узнают, что его хозяин, индивидуальный предприниматель Магомед Магомеддибиров, с которым они заключили контракт, решил передать «Тюлень-6» в бербоут-чартер. А это значит, что фирма «Олимпия» должна была перезаключить договоры с моряками.

Это выяснила Генпрокуратура России после обращения Российского профсоюза моряков. Однако сделка сорвалась, и теплоход встал на прикол в порту Муанда. Несмотря на то, что судовладелец и работодатель обманули моряков не один раз, подвергали реальной опасности их здоровье и жизнь, - поток обещаний исправить ситуацию и расплатиться с моряками не иссякал. 

Но словам уже никто не верил. Оставалась одна надежда – на Генпрокуратуру и профсоюз моряков, который в этих вопросах изрядно набил руку. 

Как рассказывает Игорь Ковальчук, таких случаев десять лет назад было еще больше. Сейчас в подобные истории попадают в основном рыболовецкие суда. Мелкие судовладельцы, которые купили одно-два ржавых пароходика, думают лишь о прибыли, сверхдоходах и берутся за бизнес без специальных знаний и опыта. В результате возникают проблемы, как это случилось с «Тюленем-6».

"Тюлень-6" с горем пополам добрался до порта Муанда в Конго

 

Остается надеяться на Генпрокуратуру

РПСМ обратился в Генеральную прокуратуру и Роструд с просьбой восстановить нарушенные трудовые права членов экипажа ЗРС и проверить деятельность компании ООО «Олимпия», которая эксплуатирует судно «Тюлень-6» на основе договора бербоут-чартера.

Трудовые договоры были заключены с индивидуальным предпринимателем Магомедом Магомеддибировым, как собственником и арендодателем судна, и подписаны его представителем по доверенности Гаджиалиевым, что является грубым нарушением закона. 

Однако Махачкалинская транспортная прокуратура, по мнению юристов РПСМ, фактически отказалась проверять ООО «Олимпия», сославшись на то, что генеральный директор фирмы Магомед Арсланбеков находится в Конго.

«Поэтому вопрос о возможном принятии мер прокурорского реагирования по содержащимся в нашем обращении доводам о нарушении трудовых прав членов экипажа ЗРС «Тюлень-6» будет решен по возвращении Арсланбекова», – цитируют ответе Махачкалинской транспортной прокуратуры в РПСМ.  

Как говорится, хочешь спустить дело на тормозах, - включай принцип бумеранга.  Но в отличие от махачкалинской транспортной прокуратуры РПСМ не намерен отступать. Чтобы отстоять законные права моряков, уже задействованы политики из Государственной думы, сделан очередной запрос в Генпрокуратуру. 

- Возможно, что  судовладелец и сам стал заложником своего бизнес-прокола. Но моряки из-за его просчетов страдать не должны, - уверен Игорь Ковальчук, кстати, тоже в прошлом моряк. Тринадцать лет он проработал в Новороссийском пароходстве, поэтому о суровых буднях профессии моряков знает из личного опыта. 

- РПСМ обратился в Генпрокуратуру с предложением, чтобы она обратилась в суд о взыскании заработной платы – у нее есть такие полномочия. И второе – о возбуждении уголовного дела в отношении работодателя за длительную невыплату заработной платы. Запрос РПСМ направило 2 августа, однако по существу Генпрокуратура пока не ответила, - сообщил корреспонденту «АиФ-Юг» онлайн 5 октября Игорь Ковальчук. - У РПСМ есть свои юристы, но мы хотели бы, чтобы интересы моряков в суде представляла прокуратура. Уверен, так будет более действенно, - заключил Ковальчук. 

Остается лишь надеяться, что так оно и будет, если мы живем в правовом государстве, которому не безразлична судьба его граждан. За те долгие семь месяцев, которые моряки провели в голодном плену, в крайне трудном положении оказались их семьи, оставшиеся без средств к существованию. 

У каждого моряка есть дети. Пока работодатель не скупился на пустые обещания, за это время каждого ребенка моряка надо было покормить по меньшей мере более 600 раз!  Причем, не обещаниями, а нормальной едой, которую купить было не на что. Кто ответит за моральные и физические страдания моряков, их жен и детей?

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (7)

Также вам может быть интересно


Опрос

А вы часто бываете в театре?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах