Краснодарский край, 26 апреля – АиФ-Юг. По всей России участились случаи нестандартных «мошенничеств», связанных с пенсионными накоплениями. Почему в кавычках? Справедливости ради, «мошенничеством» это назвать нельзя: визитеры действуют в рамках закона. Это вы позволяете вешать себе на уши «лапшу».
Не так давно в дом моей знакомой пришла та самая «сотрудница Пенсионного фонда России». Гордо помахала перед ее носом «корочкой» и с порога обвинила знакомую в легкомыслии.
- А вы знаете, что абсолютное большинство работающих россиян о своей будущей пенсии не задумываются? Как так можно? Вы же копейки будете получать! – возмущалась она и скомандовала. - Несите свое страховое пенсионное свидетельство!
От такого напора знакомая растерялась, и правда, побежала за документами. Хорошо, что дома была ее мама-пенсионерка, которая решила прояснить некоторые важные для себя моменты пенсионного обеспечения. Тут-то и выяснилось, что гостья на самом деле сотрудница негосударственного Пенсионного фонда. А накопления моей знакомой, как и тысяч россиян, лежат у государства.
Если гора не идет к Магомету
Как известно, с некоторого времени жители страны могут выбирать, где держать свои накопления: в государственном Пенсионном фонде или негосударственном. Разница не только в процентной ставке (у вторых она, как правило, выше), но и в доверии. Поэтому большинство соотечественников до сих пор на коммерческие фонды смотрят искоса, даже на те, что получили одобрение государства.
Негосударственники устали дожидаться «потока» клиентов и решили, видимо, действовать наскоком. Вот и отправили своих сотрудников по домам потенциальных клиентов.
Незваная гостья моей знакомой, между прочим, постучалась в дверь уже после семи часов вечера, когда рабочий день давно окончен. Даже после выуженного признания в том, что она представляет негосударственный Пенсионный фонд, предлагала моей знакомой вписать в бланк данные СНИЛС и даже паспорта. А если, мол, боится, то гостья перезвонит через несколько дней, расскажет о перспективах подробнее по телефону и тогда уже запишет данные паспорта.
Приходить в указанный негосударственный пенсионный фонд самостоятельно она не рекомендовала: мол, мы так не работаем. Рабочий телефон тоже не продиктовала – только номер собственного мобильного. Кстати, в папке у гостьи лежали несколько заполненных бланков…
Читайте то, что подписываете
Как говорит руководитель пресс-службы краевого отделения Пенсионного фонда России Владимир Обиход, после таких визитов пенсионные накопления кубанцев неожиданно оказываются на счетах негосударственных фондов. И хотя деньги будущие пенсионеры не теряют, ситуация все равно неприятная. Тем более что возмущенным тут же предъявляют подписанные ими заявления. В подавляющем большинстве случаев экспертиза определяет: подпись настоящая.
Клиенты негосударственных пенсионных фондов – все те, кто родился после 1967 года. Потому что до этого накопительной части у пенсий не было. Следовательно, люди – взрослые, знающие и опытные и не впавшие в маразм. И по идее должны читать то, что подписывают.
- Наши сотрудники по домам не ходят! Они ведут прием только в управлениях ПФР. Исключение – работа «мобильных офисов», когда наши специалисты выезжают в отдаленные районы края, но и тогда они принимают жителей в поселковых администрациях. Если в ваш дом постучался человек, представившийся нашим сотрудником, вы сразу должны насторожиться! – подчеркивает Владимир Обиход. - Не поленитесь позвонить в местное управление ПФР и уточнить, был ли к вам на дом отправлен сотрудник.
Как вернуть деньги?
Если вы все-таки попались на «удочку» и ваши денежки благополучно перевели в негосударственный пенсионный фонд, есть несколько способов исправить ситуацию.
Первый. Если вы считаете, что вас обманули, - пишите заявление-жалобу (оформляется в свободной форме) либо на адрес ближайшего управления Пенсионного фонда России, либо в центральное отделение ПФР (119991, г. Москва, ул. Шаболовка, д. 4), либо направьте ее через официальный сайт www.pfrf.ru.
Второй. Если же вы признаете, что виноваты сами, подписав документы не глядя, вам стоит оформить заявление о переводе средств. Бланк можно скачать на официальном сайте ведомства или взять в территориальном управлении ПФР.
В обоих случаях ваши деньги вернутся туда, где лежали до прихода незваных гостей, однако случится это только в следующем марте. Если ждать не хотите, необходимо подать в суд иск на нечистоплотный НПФ с требованием перевести деньги обратно. Нелишним будет написать претензию (тоже в свободной форме) и в сам НПФ.