Во время учебы в Канаде мой сын завел кота. При отъезде в Россию встал вопрос о его вывозе. Отправил запрос в федеральное агентство. На следующий день ему позвонил начальник отдела домашних животных и извинился за то, что не связались мгновенно, так как неожиданно заболела сотрудница. Но сейчас он готов лично все объяснить. Т
ребуется Интернет и 45 минут времени. Сын сказал, что на занятиях. Клерк еще раз извинился и спросил, когда перезвонить.
Перезвонил в точно назначенное время, попросил открыть канадский сайт, потом сайт Европейского союза, где планировалась пересадка. Через сорок три минуты у сына был список необходимых документов, адресов, телефонов и четко расписанная программа действий.
Чиновник оставил свой телефон на случай, если потребуются уточнения, и пожелал коту и владельцу счастливого пути.
Электронное бездушие
Такое отношение к негражданам за рубежом меня сильно расстроило, потому что напомнило мое скоро уже двухлетнее общение по пустяковому поводу с одной краснодарской конторой. Первое письмо осталось без ответа. Около года потребовалось, чтобы найти концы. Чиновники ссылались на то, что ответ ушел по почте.
Когда вожделенный клочок бумаги оказался у меня в руках, выяснилось, что ответили совсем не на то, о чем я спрашивал.
В новом письме попросил разобраться, наказать виновных. Зарегистрировал его в канцелярии конторы, сообщил для реагирования все каналы для связи, кроме разве что космического.
Спустя месяц начал активно добиваться ответа. И месяцев через шесть все же удалось вырвать копию письма, которое ни по одному из указанных каналов пробиться ко мне так и не смогло.
Совершенно проигнорировав содержание обращения, мне сообщили, что ответ я могу получить, предоставив соответствующие документы (не указав, какие именно).
Опять отправил письмо. Идут месяцы - ответа нет. Самое интересное, что вопрос важен не для меня, а для этой самой конторы. Она хочет получить платеж, который я готов произвести, как только мне представят основания. Как же тогда относятся к тем, кто обращается с жизненно важными вопросами?
Нам обещают ввести «электронное правительство». При этом главный упор делают на то, что просителя отделят от алчного чинуши. Но практика показывает, что появится еще одна завеса перед служащими. Не меньше шума и трескотни подняла наша власть по поводу «одного окна». Оно подавалось как спасение от бюрократии.
Процедуры
Шесть лет назад мы обратились с просьбой выделить землю под несколько газетных киосков... Нам выдали список более чем двух десятков контор, по которым мы собирали документы. Они зависали на долгие месяцы. Их не могли найти, мы сами обнаруживали их в отделах и департаментах, снова запускали, нас снова гнали по нескольку десятков инстанций, и в большинстве мы снова оплачивали услуги.
Несколько раз нам даже говорили, что все готово, но… через несколько месяцев снова возвращали из-за какой-то якобы устаревшей справки или принятия новых требований.
Когда мы в энный раз пришли за справкой, нам по-свойски объяснили, что изначально нас послали, как в русской сказке, «принеси то, не знамо что». Заставили собирать документы не под киоск, а под капстроительство, и никто не ожидал, что мы их соберем, и не по одному разу. Но повод отказать всегда найдут. И что меняет «одно окно»?
А ориентироваться надо все равно на заветную дверь, которую, опять же как в сказке, надо уметь открыть. Но мы продолжаем тратить драгоценное время и огромные деньги на эксперимент, который доказывает, что любые новшества только увеличивают всевластие чиновников.
Вот если бы четко были прописаны все малейшие детали процедуры. Выдал список документов - поставь дату, принял - то же самое, затребовал новые - распишись.
А перво-наперво предоставь информацию просителю о том, что и в какие сроки ты должен делать.
Мы не раз критиковали ФМС за волокиту в выдаче загранпаспортов. Исправились. И на входе в ведомство, и в Интернете четко прописан порядок получения. Нет и намека на мзду. Да и не может быть. Чиновник загнан в строгие рамки. И так должно быть везде.
Гласность
Года два назад мы писали о пытках в адлерской милиции. На статью нашу никто внимания не обратил. Изверги до самого суда как ни в чем не бывало ходили на работу. Сравните это с событиями в Казани.
В один день милиция, конечно, не превратится в полицию, но то, что ведомство открылось, признало за обществом право себя контролировать, залог будущего успеха.
Наши чинуши обнаглели из-за нашего же потворства. Купил шикарную мебель в кабинет - все молчат. Сел в «мерс» - тихо. Прикупил яхту в ведомственный санаторий или отдохнул на фешенебельном курорте под видом командировки - народ безмолвствует.
Прошлым жарким летом был в Минске и обратил внимание, что в здании МВД и Генпрокуратуры нет кондиционеров. Проинспектировал остальные административные здания. Изредка, одиночные. А вот в библиотеке кондиционеры работали.
- Ну ты сравнил, - удивился сопровождавший меня коллега. - Как же административное здание может быть комфортнее общественного. У нас чиновники сами боятся выделиться. Любого могут прямо в телестудии в прямом эфире попросить отогнуть лацкан пиджака - не дай Бог окажется не местного производства.
А жалоба посетителя или критическая заметка в газете - это вообще. Были случаи, когда на совещаниях, где шел «разбор полетов» не просто выгоняли с работы, а арестовывали.
А мы почему живем в краю непуганых чиновников? Почему чем шикарнее им живется, тем хуже они работают?
Фильтр
Никогда еще чиновничье племя не было таким наглым, бездушным и бессовестным. Это даже большая беда, чем его низкая эффективность.
Враз эту, по выражению Путина, «надменную касту» не сменишь. Никакие штрафы за взятки, декларации доходов, ротации и прочие «пестициды» ее не возьмут, а только увеличат живучесть. Надо поставить фильтр. И за чужим опытом ходить не придется. Есть свой.
Самыми желанными абитуриентами в советское время были дембеля, а первыми кандидатами в чиновники отставные офицеры. Люди не языком, а делом доказали преданность родине, овладели уникальными управленческими навыками.
Почему сегодня майоры и подполковники идут в охранники и таксисты? Почему на бюджетные места факультетов госуправления сажают представителей золотой молодежи, а не солдат-срочников? У нас исчезли рабочие династии, а вместо них появились ментовские, прокурорские, чиновничьи.
Бой чинушам надо дать на всех фронтах. В шутку они называют себя слугами народа. Надо им объяснить, что это вовсе не шутка и они обязаны обслуживать нас, как это делают их зарубежные коллеги. Есть у них еще одна фирменная хохма. Перефразируя слова старой революционной песни, они говорят: «Вышли мы все из народа. Но мы в него вернемся».
Давно пора, господа-слуги. Народ заждался.