Сегодня утром оперативный штаб поисково-спасательной операции на аварийной шахте в Кузбассе сообщил об обнаружении еще восьми тел погибших. Таким образом, общее число погибших в результате взрывов, составляет к настоящему времени 60 человек.
Пока неизвестной остается судьба еще 30 человек, которые могут оставаться под землей. Однако шансы на то, что их удастся спасти, минимальны. Как пояснил накануне губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, сейчас спасателей от места завала, где могут быть находиться шахтеры, отделяет порядка 1,5 км выработки, которая завалена обрушившейся породой и запасов кислорода у горняков крайне мало.
Сейчас в аварийной шахте одновременно работают девять отрядов горноспасателей. Разбирать завалы на глубине им приходится практически вручную. Пока они добираются до основного завала, кислорода у них уже практически не остается. Чтобы они могли находиться под землей дольше, необходимо подавать в шахту воздух. Однако в подземных выработках все еще продолжается процесс тления, что не дает возможности пустить туда воздух, так как это может привести к новым взрывам.
Тем временем глава МЧС Сергей Шойгу сообщил, что спасатели уже исследовали 75% подземных путей аварийной шахты и добрались до самого труднодоступного участка, где еще могут находиться люди. Концентрация метана в подземных выработках пока еще достаточно высокая. Спасатели сумели пройти 18-ую лаву, где из-за взрывов метана произошли очень серьезные обрушения. Как отметил министр, горноспасателям «приходится идти по большим завалам, пробираться по узкому пространству. В удаленный участок мы проложили свежую струю воздуха. Сейчас туда направляется отделение спасателей. В течение 4 часов они должны туда дойти. Если там будут обнаружены люди, мы сможем их вывести только через сутки. На вопрос, могут ли под землей еще оставаться живые люди, Шойгу ответил: "Моя профессия предусматривает только один ответ - мы надеемся, что да, находятся».
Впрочем, опасность для находящихся в шахте горняков представляет не только газ, но и вода, так как взрывами была повреждена система водоотводов.
Между тем, как пишет сегодня «Московский Комсомолец», единственным способом избежать возникновения подобной ситуации могло стать проведение дегазации шахты с помощью новейших технологий, которые, кстати, в России есть. Об этом рассказал изданию один из главных экспертов в области метана, директор научно-технического центра «Промгаз» Ефим Крейнин.
По его словам, обычно дегазация проходит в несколько этапов: за четыре-пять лет до начала добычи газа извлекается метан (после этого его концентрация уменьшается вдвое), за год до начала забоя проводится предварительная дегазация. Однако, как правило, владельцам шахт не хочется вкладывать деньги до того, как шахта начала приносить прибыль.
Эксперт также добавил, что предсказать подобные катастрофы невозможно, и выдвинул свою версию произошедшего: комбайн, который «стругает» уголь в шахте, натолкнулся на большое скопление метана, который обычно скапливается в трещинках. Тогда и произошел локальный выброс, и концентрация метана резко повысилась с 1 до 4%, став взрывоопасной. Для комбайна же достаточно одной искры, чтобы произошел взрыв, говорит эксперт.
Второй взрыв, по его мнению, могла вызвать угольная пыль, которая через вентиляцию проникла в другие ходы шахты. А взрыв угольной пыли страшнее и мощнее взрыва метана, подчеркнул эксперт.
Напомним, два взрыва метана произошли на крупнейшей в России угольной шахте «Распадская» в Кемеровской области в ночь на 9 мая с интервалом в четыре часа, повторный взрыв был значительно сильнее. Во время первого взрыва под землей находились 359 рабочих. Большинству из них удалось выйти наружу. В шахте в момент второго взрыва оказались заблокированными несколько десятков человек, в том числе 19 горноспасателей.
Накануне в Кузбассе прошли первые похороны погибших. Пятеро горняков были погребены на кладбище Междуреченска, погибший горноспасатель — в Новокузнецке. С 11 мая и на протяжении 40 дней в регионе будут идти панихиды по всем погибшим при взрывах на шахте.
Отметим, что «Распадская» является одной из самых крупных угольных шахт в России, ее годовая мощность достигает порядка 8 миллионов тонн. Предприятие введено в строй в 1973 году. В границах шахтного поля залегает 26 рабочих пластов.