Семнадцать лет назад в России произошёл двойной теракт, унёсший жизни 89 человек. В тот день террористки-смертницы почти одновременно взорвали два самолёта, вылетевших из Москвы. Один из них направлялся в Волгоград, а другой – в Сочи.
Упали друг за другом
За час до полуночи 24 августа 2004 года диспетчеры московского аэропорта Домодедово с испугом наблюдали за тем, как с экранов радиолокаторов друг за другом пропали два самолёта.
Сначала был потерян сигнал от лайнера Ту-134 компании «Волга-Авиаэкспресс», летевшего в Волгоград, а через считанные секунды прервалась связь с направлявшимся в Сочи Ту-154 авиакомпании «Сибирь». Вскоре стало известно, что они упали на территории Тульской и Ростовской областей. Их обломки собирали несколько суток, как и тела людей, многие из которых внешне не получили особых повреждений.
Одну из таких страшных находок случайно сделал житель донского хутора Крутые Горки Юрий Бодрин. Как рассказывал журналистам мужчина, рано утром 25 августа он вышел покормить домашних животных и заметил возле двора разбросанную кучу навоза, который ещё накануне был аккуратно сложен. А в следующий миг он обомлел, поняв причину беспорядка. На куче органики лежала секция из трёх кресел самолёта, к которым были пристёгнуты мёртвые пассажиры. На одном месте находилась молодая женщина лет 35, а рядом сидела девочка лет семи. Мужчине бросилось в глаза, что у младшей из погибших висел на шее золотой крестик.
На фоне операции федеральных сил в Чечне и частых терактов, которые тогда устраивали боевики на объектах транспорта, причины двойной трагедии с самого начала казались очевидными. Но на деталях упавших лайнеров и останках людей отсутствовали явные признаки взрывов. Именно поэтому в течение нескольких дней официально рассматривались несколько версий случившегося, включая неисправности техники и ошибки пилотирования. Все они были отброшены только после того, как на обломках обоих самолетов обнаружили следы гексогена.
Оказалось, что для уничтожения воздушных машин хватило относительно маломощных взрывов, устроенных в самых уязвимых местах. Так, при обследовании хвостовой части Ту-154 выяснилось, что рядом с туалетом был вырван кусок обшивки вместе с иллюминатором, что свидетельствовало о механическом воздействии. Эксперты пришли к выводу, что в результате этого повреждения у самолёта на большой высоте оторвало хвост, после чего он вошёл в штопор и стал разваливаться на части. Похожий сценарий привёл и к гибели Ту-134, что подтвердилось результатами поисковых работ на земле.
Смертницы на борту
Следователям сразу бросилось в глаза, что в обоих самолётах летели уроженки Чечни, попавшие на свои рейсы в последний момент. Примерно за час до вылета 30-летняя Аминат Нагаева купила билет до Волгограда, а 37-летняя Сацита Джебирханова в это же время очень старалась попасть на ближайший рейс до Сочи. Изначально у неё был билет на утро 25 августа, но она обменяла его на вечер 24-го. Не менее странным было то, что никто не интересовался телами женщин и не спешил их забирать, что всегда делают родственники жертв авиакатастроф. Хотя от них мало что осталось. Останки Нагаевой вообще смогли опознать только методом исключения, когда идентифицировали остальных погибших. Причём они находились именно в хвосте самолета, где прогремел взрыв.
Никто точно не знает, как именно действовали террористки на борту. Вероятно, в заранее оговоренное время они обе встали и направились к туалетам в хвостах своих самолётов, чтобы там подготовить и привести в действие взрывные устройства. Скорее всего, как минимум одна из них сообщила окружающим о своём намерении устроить взрыв. На это указывает то, что экипаж Ту-154 успел подать сигнал тревоги и даже начал менять курс. Также сообщалось о сигнале нападения, пришедшем с борта Ту-134. Но у пилотов не оставалось времени на то, что чтобы передать на землю точные данные о происходящем и тем более попытаться помешать смертницам.
Практически все взрывавшие себя в России террористки были женами или родственницами убитых боевиков. У виновниц этих резонансных терактов тоже могли быть личные мотивы для их совершения. Сообщалось, что один из братьев Аминат Нагаевой подозревался в терроризме и за несколько лет до случившегося его забрали из дома представители спецслужб, после чего мужчину больше никто не видел. Кроме того, родная сестра Нагаевой Роза была ликвидирована через несколько дней во время штурма захваченной бандитами школы в Беслане.
Следствие пришло к выводу, что обеих смертниц завербовали и снабдили бомбами террористы с Кавказа. От родственников Нагаевой и Джебирхановой стало известно, что женщины были хорошо знакомы и незадолго до 24 августа вместе ездили в Баку якобы за товаром для продажи на рынке. Правоохранители выяснили, что оттуда чеченки направились в Махачкалу, где вместе взяли билеты до Москвы. Но так и не удалось исключить вероятность того, что кто-то просто мог воспользоваться документами Нагаевой и Джебирхановой. Вскоре после гибели самолётов СМИ со ссылкой на правоохранителей писали, что ради паспортов женщин могли убить ещё по пути в Баку. Ведь официально они были чисты перед законом и не вызывали особых подозрений.
Кто виноват?
Через некоторое время после терактов СМИ сообщили, что ответственность за них взяла на себя некая группировка «Бригады Исламбули» с Ближнего Востока. Но специалисты отнеслись к соответствующему заявлению скептически, поскольку оно было опубликовано на форуме радикального мусульманского сайта. Любой желающий мог написать там что-то подобное, чтобы просто привлечь к себе внимание. А в сентябре 2004 года террорист Шамиль Басаев назвал себя организатором взрывов, что выглядело уже правдоподобно. Он утверждал, что теракты обошлись ему всего в четыре тысячи долларов. Но и тут остались сомнения, поскольку следствие не смогло достоверно доказать причастность известного бандита к терактам. Басаева, уничтоженного летом 2006 года, никто не допрашивал.
При другом раскладе жертв могло быть намного больше, ведь Ту-154 способен перевозить до 150 пассажиров.
Фактически установить конкретного заказчика громких терактов так и не смогли. Весной 2007 года Генеральная прокуратура РФ официально прекратила расследование этого уголовного дела. Ответственность за взрывы в самолётах понесли только три человека, которые взаимодействовали со смертницами 24 августа. В июне 2005 года Домодедовский городской суд приговорил к семи годам лишения свободы за преступную халатность экс-капитана милиции Михаила Артамонова. Он задерживал Нагаеву и Джебирханову в аэропорту для проверки документов, но не обыскал их и отпустил.
В своё оправдание Артамонов говорил, что документы смертниц не вызывали вопросов и не проходили ни по каким ориентировкам. Бывший милиционер отмечал, что женщины по виду напоминали жён состоятельных людей и при этом были легко одеты. Вероятно, в тот момент у них вообще не было при себе взрывчатки. К слову, точный способ проноса бомб в самолёты не установили. Предположительно они были безоболочными и имели небольшие размеры. При этом нужно отметить, что ни Артамонов, ни другие допрошенные по делу люди из аэропорта не опознали в показанных им фотографиях Джебирхановой и Нагаевой тех женщин, которых милиционер проверял в аэропорту. Это может говорить в пользу версии об использовании чужих документов.
Также по полтора года за решёткой получили билетный спекулянт Армен Арутюнян и официальный представитель авиакомпании «Сибирь» Николай Коренков. Они помогли смертницам попасть на самолёты после того, как тех отпустил сотрудник милиции. Арутюнян продал Нагаевой билет на рейс до Волгограда за 170 долларов, а от Джебирхановой он получил вознаграждение в размере двух тысяч рублей за помощь в приобретении билета. Она сказала, что хочет улететь ближайшим рейсом в Сочи, продажу билетов на который в тот момент уже прекратили. Арутюнян посоветовал ей взять билет на 25 августа, а затем перерегистрировать его на нужный вечерний самолёт. Порешать эти вопросы помог Николай Коренков, которому Арутюнян заплатил тысячу рублей. Джебирханова смогла вылететь в Сочи тем вечером потому, что на борту злополучного лайнера оставалось много свободных мест. При другом раскладе жертв могло быть намного больше, ведь Ту-154 способен перевозить до 150 пассажиров.