Краснодарский край, 30 апреля – АиФ-Юг. Ходить по магазинам – важная обязанность каждого сотрудника статистической службы. Только тут как кому повезет: одни за хлебом и молоком следят, другие держат в уме цены на бензин, а третьи сосредотачиваются на тарифах электроэнергии и газоснабжения. Со временем, должно быть, служебные обязанности «вязнут» на зубах, потому что мониторинги еженедельные. Мы ознакомились со свежим исследованием цен на продукты первой необходимости, а проще говоря, на то, что покупает каждая семья, - мясо, рыбу, хлеб, овощи и фрукты. Как выяснилось, даже в пределах одного региона и одного агропромышленного комплекса края цены на продукты различаются. В каких-то случаях – всего на несколько рублей, а где-то доходит и до пары десятков «деревянных».
Забудьте о себестоимости, главное - спрос
Проанализировать таблицу цен, а заодно и рыночную политику региона мы попросили заведующего кафедрой маркетинга и торгового дела Кубанского госуниверситета Андрея Костецкого.
«Факторы формирования цен самые разные, прежде всего: уровень конкуренции и насыщенность рынка. Там, где продукта производится много, существует и высокая конкуренция, а значит, цены ниже, чтобы привлечь покупателя. Например, по данным Краснодарстата, из всех представленных городов дешевле всего рыба в Новороссийске. И это легко объяснимо: на Черноморском и Азовском побережье этого продукта много, ниже расходы на доставку», - поясняет ученый. – «И, наоборот, в том же Новороссийске дороже всего мясо. Предполагаю, что в этом районе располагается мало фермерских хозяйств, следовательно, они не могут полностью насытить местный рынок, вот и цены растут».
Согласно учебникам по экономике, устанавливая цену, продавцы должны принимать во внимание себестоимость продукта, расходы на доставку, хранение, амортизацию оборудования и прочее-прочее. Андрей Николаевич улыбается: нет такого и в помине!
«Сколько бы ни было факторов, а главный на рынке – это спрос», - говорит он. – «Например, на Пасху традиционно «взлетают» цены на яйца. Разве себестоимость продукта выше становится, или доставка дороже? Просто у покупателей возникает повышенный интерес. Продавцы не враги своему карману!»
Статистическая погрешность
Впрочем, как отмечает Андрей Костецкий, судя по данным мониторинга Краснодарстата, разница в ценах на продукты по городам края не столь существенная. И может относиться к статистической погрешности! Все-таки одно экономическое пространство.
С ученым, кстати, полностью согласны и в самом Краснодарстате. Как объясняют его специалисты, принимать результаты мониторинга всерьез не стоит. Потому что для статистов важны не цены, а их изменение со временем, для чего собственно и проводятся еженедельные мониторинги.
- Для каждого товара в конкретном районе отбираем 10 различных торговых точек, где в дальнейшем и следим за ценами на этот продукт. Какие магазины (или рынки, или супермаркеты) брать – это собственный выбор наших сотрудников. Кто-то может мониторить места, где традиционно подешевле, кто-то, наоборот, те, где подороже. Главное, чтобы торговая точка была одна и та же. Если магазин закрывается и мы берем другой, уже возникает неточность, - рассказали о методике исследования в отделе цен Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю.
Для чего же тогда нужны все эти мониторинги? Самая главная их цель, как поясняют в ведомстве, – проследить за инфляцией в регионах России.
Скрупулезно собранные данные затем отправляются в Росстат, а дальше - в Правительство РФ. С помощью этих сведений экономисты и решают, насколько проиндексировать россиянам пенсии и прочие социальные выплаты.
Ну, а как сэкономить на продуктах, Краснодарстат, к сожаленью, не подскажет. Одним словом, проводите собственный мониторинг!