Примерное время чтения: 9 минут
1301

Страховщики против. Когда полисы ОСАГО на Кубани будут выдавать без проблем

«АиФ-Юг» № 33 17/08/2016
Олеся Ходунова / АиФ

Страховые компании навязывают услуги, из-за которых цена автогражданки возрастает порой в два раза, а если не нравится – стой в очереди, которая может растянуться на несколько недель.

Автовладельцы, в очередь!

Раннее утро, а у офиса страховой компании уже выстроились несколько десятков человек. Сверяют номера, у некоторых, как в советские времена, они написаны синей ручкой прямо на ладонях, и ждут, когда откроются двери.

«Я 96-й, - говорит пожилой мужчина. – Сегодня точно не застрахуюсь – в день обслуживают 10-12 человек, не больше. Но приезжать отмечаться в очереди надо каждый день, иначе место пропадет».

Кстати
Российский союз страховщиков предложил увеличить штраф для водителей без полиса ОСАГО в десять раз – с 800 до 8 тысяч рублей. Кроме того, страховщики настаивают на введении повышающих коэффициентов для нарушителей правил дорожного движения. В итоге в зависимости от количества нарушений (от 5 до свыше 35 в год) цена полиса может вырасти в два-три раза.

Пенсионер Николай Андреев - гражданин законопослушный, поэтому спешит купить полис ОСАГО для своей «десятки».

«Пошел я сначала в ларьки на улице Лизы Чайкиной, возле здания МРЭО ГИБДД, - рассказывает он. – А мне там к цене страховки – 4 тысячи рублей - еще на такую же сумму дополнительных услуг насчитали. А без них полис не продают. 4 тысячи – это треть моей пенсии, я лучше в очереди постою».

Пенсионеров в очереди немало, но есть и молодые ребята.

«Несколько лишних тысяч у меня найдутся, но я из принципа хочу застраховать по минимальной цене, - признается Аркадий Коноплев. – Государство обязывает нас покупать страховку, полиция штрафует за то, что их нет, но почему-то порядок на страховом рынке никто наводить не собирается».

Подобная ситуация в офисах всех компаний, которые занимаются страхованием автогражданской ответственности.

Действительно, когда в начале августа и у меня закончился срок действия старого полиса ОСАГО, оказалось, что застраховать автомобиль по нормальной цене не просто сложно, а практически невозможно. Калькуляторы всех страховых компаний насчитывают сумму в 5 тысяч рублей, но полисов нигде нет.

«Если вы застрахуете у нас жизнь и квартиру, то попробуем поискать», - улыбается менеджер.

Владимир Коробчак, Председатель Краснодарского регионального отделения Всероссийского общества автомобилистов:
То, что сейчас происходит в сфере ОСАГО, – это форменное издевательство над людьми. На мой взгляд, единственный способ сейчас прекратить бардак в сфере ОСАГО – это отменить обязательное автострахование на тот период, пока не получится навести порядок на этом рынке. Если же это властям не по силам, то стоит сделать страхование добровольным. При этом Центробанк как регулятор должен наконец открыть все карты. Ведь страховщики говорят, что ОСАГО для них – убыточный вид бизнеса, но как обстоят дела на самом деле, знает только Центробанк. И если страховым компаниям ОСАГО на самом деле приносит прибыль, то их надо жестоко наказывать.

А это еще плюс 4 тысячи из семейного бюджета. В соседнем заведении просят чуть меньше, но в итоге, обойдя всех страховых агентов, оказывается, что к рекомендованной сумме ОСАГО надо прибавить минимум 3 тысячи рублей за «беспроблемное оформление». Не нравится – стой в многодневной очереди».

Обманчивая сеть

В этом году появилась возможность купить страховку через Интернет. Ею-то я и решил воспользоваться, но не тут-то было: одна крупная страховая компания уже перестала оформлять электронное ОСАГО, вторая на весь Краснодарский край на август выделила лимит в 106 полисов, которые предсказуемо закончились на второй день. В третьей без проблем страхуют только тогда, когда делаешь неограниченный полис, то есть управлять автомобилем могут все, у кого есть права. А такой документ стоит в два раза дороже обычного.

«Я уже больше месяца пытаюсь машину через Интернет застраховать, - рассказывает Олег Коваленко из Краснодара. – Но безрезультатно – в одном месте пишут, что «превышено количество электронных договоров, выделенных страховщиком для оформления в данном субъекте Российской Федерации». В другом – «данные не прошли проверку». В третьем все вроде нормально, но в какой-то момент сайт зависает, и оформление приходится начинать занова».

Есть, правда, и такие везунчики, кому удалось все-таки застраховать автомобиль через Интернет быстро и без проблем. Но судя по отзывам, на одного удачно застраховавшегося приходится минимум десяток людей, кто столкнулся с проблемами при оформлении полиса.

«В заполнении электронной страховки тоже есть свои хитрости, - объясняет Надежда Григорьева, менеджер по страхованию. – Мы их хорошо знаем и можем помочь людям за небольшое вознаграждение. Хотя самые распространенные автогражданки – на машины мощностью до 120 лошадиных сил и для одного-двух водителей – сделать сейчас в Интернете нереально. А если неограниченную и для мощного автомобиля – пожалуйста, я вам всего за тысячу помогу оформить».

С Романа Мануйлова за помощь в оформлении электронного ОСАГО запросили 2 тысячи, но вышло так, что услуги обошлись ему бесплатно.

Ирина Заватская, старший инспектор отдела пропаганды УГИБДД по Краснодарскому краю:
- По закону водитель обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства. Если гражданская ответственность застрахована, но в момент проверки самого полиса у водителя нет, то ему грозит административное наказание действия за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ, в виде предупреждения или штрафа в размере 500 рублей. Если же водитель транспортного средства во время проверки передает сотруднику полиции страховой полис с истекшим сроком действия договора, то его действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ, санкция которой предусматривает административное наказание в виде штрафа в размере 800 рублей. В любом случае отстранить от управления транспортным средством либо задержать автомобиль за отсутствующий или просроченный полис ОСАГО полиция не имеет права.

«Когда девушка по телефону стала торопить с переводом ей денег, - рассказывает Роман, – я подумал, что две тысячи за такую работу много. Оказалось, что личный кабинет на сайте привязан к моему телефону. Так что я просто восстановил пароль, вошел – оказалось, полис уже готов. И я решил ничего не платить».

По словам Рената Конурбаева, руководителя департамента развития прямых продаж страховой компании, средняя сумма вознаграждения для посредника при оформлении электронного полиса составляет 1 тысячу рублей. А проведенный анализ показал, что c одного компьютера в неделю оформляли десятки полисов, значит работали именно посредники.

«С начала работы сервиса в стране оформили более 200 тысяч полисов, - рассказал Конурбаев. – По нашим данным, в половине случаев оформляли их с помощью посредников, которые в сумме заработали не менее 100 млн. руб».

Страховики вынуждают нарушать?

Сотни тысяч автомобилистов оказались перед выбором – ездить без страховки или переплачивать.

«Как только началась эта катавасия с ОСАГО, я перестал их покупать, - говорит Владимир Кузьмин. – Второй год так езжу, сэкономил тысяч 15. Кстати, мотивирует: аккуратнее за рулем себя вести, не высовываться. Да и экономия неплохая – две страховки даже по 7 тысяч я уже не купил, а полиция только два раза остановила. Но оштрафовали однажды. Мне кажется, с этими проблемами сейчас половина края без страховок ездит, а другая половина в очередях в страховые компании стоит».

«Я без страховки ездить не могу, - признается Виолетта Кухарь. – Все время в голове мысль сидит: а вдруг случится что? Причем больше не за себя волнуюсь – я очень аккуратно езжу, а за тех, кто рядом летает».

Проблема эта давнишняя. И выходит, препятствия в покупке полисов ОСАГО, которые создают сами страховщики, вынуждают людей идти на нарушение закона либо переплачивать. А в выигрыше оказываются опять же страховые агенты.

«Токсичный» регион

У страховых компаний своя правда – они создают максимум неудобств и затягивают процесс выдачи полисов ОСАГО для того, чтобы люди шли в другие конторы, оформляли дополнительные страховки и т. д. Почему? Сами страховщики утверждают, что автогражданка, цены на которую за последние годы выросли минимум в два раза, для них невыгодна. Особенно на Кубани.

По закону об ОСАГО страховые компании должны выплачивать попавшим в аварии 80% от собранных денег, остальное – расходы на ведение дел. По версии страховщиков, в эти 80% не заложены штрафы, пени и другие расходы, которые страховщики выплачивают после судебных решений.

«Эти расходы никак не учитываются в тарифе, - объяснил в обращении Игорь Юргенс, глава Российского союза автостраховщиков. - А если сложить убыточность по ОСАГО с расходами на ведение дел страховщика, со стоимостью привлечения бизнеса, с величиной судебной нагрузки – результат будет близок к нулю. К тому же 80%-ная  рисковая составляющая в тарифе вовсе не означает, что страховщики обязаны по одному году заплатить из 100 полученных рублей 80 рублей убытков, потому что компаниям нужно формировать резервы».

Юргенс отметил, что страхование устроено таким образом, что по премии, полученной в 2015 году, только четверть компенсаций осуществляется в 2015 же году. Полис, купленный в этом году, действует и в следующем году, а убыток по нему может быть урегулирован еще год спустя.

Еще один факт – средняя выплата страховщиков в период с 2011 по 2015 годы по ОСАГО без суда составила 35 616 руб., а по решению суда - уже 62 944 руб. Причем в Южном федеральном округе в суд уходили 30 - 40% страховых случаев (для сравнения в среднем по России - 10-12%). Этот факт позволил страховым компаниям обвинить во всех своих бедах автоюристов – людей, которые первыми подъезжают к месту ДТП и прямо на месте происшествия в обмен на небольшую плату предлагают переуступить им право требования от страховой компании возмещения по ОСАГО. При этом говорят, что добиться выплаты от страховщиков невозможно, что проще «рассчитаться на месте», а общение со страховой – уже их ума дело. Автоюристы потом идут в суд и, выиграв дело, получают в два раза больше, чем отдали владельцу полиса.

Посчитав расходы и доходы, страховщики составили список «токсичных» регионов, где автоюристы развернулись на широкую ногу. В их число вошли Ростовская, Челябинская, Мурманская, Волгоградская область и наш Краснодарский край. Обвинять кого-то компаниям выгодно, хотя они сами их породили - если бы страховщики хорошо работали, быстро и правильно подсчитывали ущерб, не мурыжили попавших в аварии, то люди бы не спешили связываться с автоюристами.

Да, может быть у страховщиков своя правда – все-таки они бизнесмены, но пострадавшими в любом случае остаются обычные автовладельцы. Причем, как показывает практика, чем проще машина, тем труднее оформить на нее полис ОСАГО по справедливому тарифу без всяких доплат. И если уж власти обязывают нас страховать свою автогражданскую ответственность, то будьте добры, отрегулируйте ситуацию, чтобы не приходилось стоять в очередях и кормить армию посредников.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

А вы часто бываете в театре?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах