Примерное время чтения: 7 минут
513

«Что-то должно останавливать». Искусствовед о самовыражении и цензуре

«АиФ-Юг» № 12 19/03/2014

Российская интеллигенция до сих пор припоминает Кубани оплеванного - в прямом смысле - Марата Гельмана. Однако с тех пор в Краснодаре запрещены к показу анатомическая выставка «Тайны тела» и «откровенный» фильм Ларса фон Триера. Еще край «прославила» драка сочинцев с участницами панк-группы «Pussy Riot». О допустимых  границах  цензуры и творческого самовыражения - наш разговор с Мариной Тевзадзе.

Пустые «сенсации»

«АиФ-Юг», Светлана Лазебная: - Инициаторов запретов в Интернете называют «маргинально настроенными организациями» - согласны с характеристикой?

Марина Тевзадзе: - Истинными маргиналами считаю как раз организаторов запрещенных показов. В искусстве грань между «да» и «нет» очень тонкая. Что касается анатомической выставки, которую краснодарцы так и не смогут увидеть, - никакого отношения к искусству она не имеет. Экспонируются тела реальных людей. В силу разных обстоятельств, финансовой нужды они завещали себя на научные нужды. Их препарировали, законсервировали и теперь нам показывают. Дешевле было бы сделать экспонаты из папье-маше - но разве заинтересовался бы зритель? Это спекуляция на трупах! Просто представьте, что одним из экспонатов в связи с какой-то невероятностью может оказаться близкий вам человек. Что касается запрета «Нимфоманки»… Наверное, это очень современный фильм. Ведь когда запретили спектакль со сценами любви между мужчиной и мужчиной, Интернет тоже взвыл возмущением. А мне лично такие запреты душу греют.

- По-вашему, в искусстве нужна цензура?

- Нужна! Безусловно, не такая тотальная, как при советской власти. Но что-то же должно людей останавливать. Ну например... чтоб (хотя бы) в современное искусство детская порнография не проникла.

- Но цензуры как таковой нет, и грань между «можно» и «нельзя» определяют далеко не профессионалы. Нередко ведут себя агрессивно - как в случае с Гельманом православные активисты. Можно ли в принципе вести с ними конструктивный диалог?

- Марат Гельман совершил огромную ошибку (или сделал это намеренно), назвав свою выставку «Иконы». Она не несла издевательского подтекста, художники пытались говорить о  духовном не вполне привычными средствами. Для православных же «икона» - понятие святое… Быть может, «православная общественность» выглядит нелепой, даже смешной. Такими же некоторым видятся казаки. Но большинство кубанцев в конфликте с «Pussy Riot», спровоцированном и постановочном, как я считаю, заняли сторону казаков. И слава богу, что ближе оказываются православные ценности, а не мракобесие. Прежде всего, у художника должны быть какие-то системные добродетельные понятия. Высказаться ведь можно разными средствами, и совсем не обязательно гениталиями… 

Зритель должен быть подготовленным

- Есть замечательная формула: в искусстве должно быть начало эстетическое и этическое. Наличие этих двух компонентов обязательно. Много ли на Кубани настоящего искусства?

- Достаточно много. Но иногда оно дикое, некрасивое - поскольку как зеркало отражает нашу реальность.

- И непонятное…

- В начале ХХ века создавали искусство ради искусства, а сейчас искусство для искусства в квадрате. Оно элитарно. Круг культурной «тусовки» предельно узок. И даже внутри него люди не всегда понимают, кто, что и для чего создал. Чтобы понять смысл, концепцию какого-то авторского проекта, нужно быть подготовленным. К примеру, в Краснодаре готовится к открытию одна интересная выставка. Чтобы зрителю «с улицы» ее понять, нужно прослушать порядка пяти лекций. Иначе будут огульно критиковать или смеяться. Это не хорошо и не плохо. Это просто есть.

- Должен ли художник уметь рисовать - или это уже не обязательно?

- В большое искусство, если ничего не умеешь, профессионалы не пропустят. Да, можно не уметь рисовать. Но нужно быть профи в какой-то другой сфере - в фотографии,  дизайне, архитектуре... Вообще, современное искусство на Кубани на подъеме, есть интересные мастера, и рисовать они точно умеют.

- А классические жанры - портрет, пейзаж, натюрморт - они еще есть, или все художники в авангард ушли?

- Есть мастера, но хороших не так-то много.

- Потакание вкусам публики, желание легких денег виновато? Посмотрите на работы, которые продают на краснодарском «Арбате»: слащавые натюрмортики, прилизанные портретики, котики какие-то, лошадки…

Досье. Марина Тевзадзе
Искусствовед. Специалист в области современного искусства и выставочной деятельности. Родилась в Краснодаре в 1965 г. ­Окончила институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина (Санкт-Петербург). В 1999 г. организовала в Краснодаре фестиваль современного искусства. Не входит ни в какие ассоциации, союзы, партии, объединения. По праву гордится своей «крайней самостоятельностью».

- Уровень художника зависит от множества факторов. Образование, школа - не все решают. Важно, в какой он семье воспитывался, в каком окружении вращается. Если он сформировался в среде, где все на продажу, то будет писать картины «слащавые» и «прилизанные». Они продаются хорошо! И разве это беда? Люди разные! Разные художники насыщают разные рынки сбыта. Это нормально!

Когда «выключают» мозг

- Рынки сбыта есть, выставочных залов, салонов, галерей полно… Но особого интереса у народа нет - почему?

- Главная проблема нашей современности - обмервщление! Начинается оно с развлечений, которые не заставляют мыслить. Происходит привыкание, сопровождающееся «выключением мозга». Когда люди «не парятся» никакими проблемами, не хотят думать, - нормой становятся чудовищные вещи. В Древнем Риме патриции ели орешки и пили вино, созерцая при этом пытки. К чему это привело? Рим рухнул. Когда общество стремительно деградирует и никто и ничто этот процесс не сдерживает, оно элементарно исчезает.

- Как остановить процесс самоуничтожения?

- Самое простое - обратиться к истории. Знать ее необходимо, потому что она учит и предостерегает. Но, к сожалению, вершится по принципу ксерокса. Происходящее сегодня повторялось уже не раз. В интеллигентной среде принято хаять власть. То же самое было в просвещенные времена Николая II. В обществе сочувствующим царю не подавали руки... Вам это ничего не напоминает? А что в результате? Сколько миллионов людей погибло в огне революции и Гражданской войны.

Ситуация в нашей стране 1917 года, Великая французская революция. Повторение и повторение событий очень похожих, описанных еще древними египтянами. Революционный маховик уничтожает в том числе и тех, кто его раскачивает. Если мы встали на путь строительства демократии, то нужно осознавать, что это процесс долгий. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

А вы часто бываете в театре?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах