59

Экспериментатор от культуры

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. «АиФ - Юг» 26/10/2011

Удивительный художник освоил множество ювелирных техник, придумал и смастерил машину для одной из них - не раз бывал в Эрмитаже, читал лекции коллегам-музейщикам. Заслуги Михаила Ивановича недавно оценили высокой наградой, Почетным знаком Мемориального фонда Карла Фаберже - «Орденом Карла Фаберже».

Более 30 лет Михаил Иванович проработал реставратором в Краснодарском государственном археологическом музее-заповеднике имени Фелицына, буквально из ничего, из осколков возвращая к жизни древние реликвии.

Ювелир и реставратор, он все время пробует себя в новых ремеслах. Мастерит скрипки,выступая в амплуа арт-балагура, сочиняет двустишья и остроумные инсталляции. Наш разговор с мастером - о ремесле, современности и секретах успеха.

Сделано руками!

- Критики утверждают, что художник - это диагноз. Для общества важно, чтобы творческие люди реализовывались в искусстве, ибо в других сферах могут быть опасны. Мол, Достоевский не убивал старушек в жизни потому, что делал это на бумаге…

- Художники бывают разные. Творчество некоторых идет вразрез общепринятому мнению, но это такая форма реализации. Кто-то выглядит смешно, нелепо. Но даже если художник очень эпатажный, это не значит, что он будет кого-то убивать.

- Но вряд ли обычный человек додумается до ваших арт-объектов. Корпус старого телевизора. Подушка. Вместе - инсталляция: «Сбежал от рекламы». Одно дело скрипки, ваши ювелирные шедевры… а все эти штучки понятны людям?

- Не хочется отвечать штампом: я так вижу… Я ничего не скажу. Вот, смотрите, кошелечек с деньгами. Я его трогаю… (Кошелек с двумя перышками по бокам свисает на веревочке прямо с потолка. Мастер оттягивает веревочку и кошелек, трепеща крылышками, взмывает вверх). О деньгах говорят: как пришли, так и ушли. Я эту присказку наглядно проиллюстрировал. Большей частью мои объекты ироничные, смешные, философские… Главная установка - позитив. До сих пор мне никто не говорил, что я что-то сделал не так. Но читать на лицах непонимание приходилось. Меня это не обижает. Я тоже бываю невежественным! Например, понимаю, что балет - великое искусство. Но расположиться к нему не могу! Встречая людей, которые относятся к моему творчеству прохладно, вспоминаю себя. Ломать копья и стирать подметки, что-то кому-то доказывать - занятие совершенно неблагодарное и бесплодное.

- Вас называют человеком-оркестром. Сложно сказать, чего вы не можете. На интернет-поле, в компьютерной графике себя пробовали?

- Слава богу, я от компьютера шарахаться перестал! Он у меня есть, но как инструмент для своего творчества не приемлю. Мне интересно то, что сделано руками. Компьютер, Интернет - это инструменты. Пользоваться только плодами техники - тупик. Дорога в никуда. Настали действительно новые времена. Такого опыта прежде не было, поэтому судить о конечном итоге трудно. Но мне кажется, ценность, созданная руками мастера, всегда будет интересовать людей больше, чем нечто виртуальное.

Грядки нужно поливать...

- Имеет ли право художник, творец быть средним?

- А судьи кто? Говорят: этот художник нужен, а этот нет! Но все, что он делает, нужно ему, а уже потом окружающим. Должно пройти время. Человек, который на первый взгляд ничего не представляет, через время может предъявить удивительные результаты. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Надо работать и учиться на ошибках, собственном опыте.

- Но сколько безвкусицы, кустарщины!А народ такие «картины» покупает, ему нравится. С этим явлением нужно бороться?

- Есть у нас коммерсанты от искусства. Нечистые совестью. Нарисовать плохую картину на потребу - это как в трамвае у слепого мелочь отнять. Во всех слоях общества такие дельцы есть. Если есть лох, найдется тот, кто его «обует» - так было во все времена… Что касается потребителей безвкусицы - это вопрос генетической культуры.

В нашей многострадальной стране столько было сделано, чтобы уровнять, упростить, отучить думать… Музеи, выставки посещают менее одного процента населения!

Грядку нужно поливать, чтобы были всходы. Начинать нужно с детства. Решающую роль играют родители, окружение… Современная школа таких навыков, увы, не воспитывает. Потому такой бардак, пардон.

- Художественное училище, худграф каждый год выпускают учеников. Но хороших художников на Кубани - по пальцам перечесть, почему?

- Ничтожное количество доходят до первой ступеньки той лестницы, которая куда-то ведет - 99 процентов выпускников отсеиваются. Одна из главных причин, по которой оставляют профессию, необходимость работать. В советские времена слыть тунеядцем было позорно. Сегодня это твое дело и твой выбор. А люди по натуре лентяи.

Те, которые работают в профессии, они с пулей в голове, иначе не могут. Не потому что такие сознательные и, тщательно пережевывая пищу, помогают обществу. Об обществе никто не думает, думают о себе. Работоголики все эгоисты - упиваются своим творчеством 24 часа, даже во сне. Но я решил от этой вредной привычки избавляться. Тело устает. С возрастом пришло понимание, что нужно отдыхать, иначе не смогу заниматься любимым делом. Я стал пользоваться отпуском.Шляпа, шорты, шлепки, удочки… Очень хорошо! И хотел бы не думать - не получается…

Разумеющему достаточно

- Расскажите о вашем чудо-изобретении, технологии по восстановлению музейных экспонатов. Как, имея только осколок, можно воссоздать предмет целиком?

- Это термомасса такая. Комбинация всевозможных добавок. Можно добиваться натурального цвета, фактуры вещества. Главное - это обратимо. Можно разобрать вещь - и тот кусочек, истинный фрагмент, снова попадет в руки ученых, археологов.

- Сколько вы работали над ее созданием?

- Сел и придумал - такого не было. Если человек честно работает - не с 9 до 18 - у него непременно сложится свой почерк и результаты будут выше среднего. Если отдаваться работе, появятся наработки. Это называется профессионализмом. На самом деле никакого изобретения не было. Я придумал способ облегчить свойтруд и повысить его качество…

- Вас приглашали в Эрмитаж, чтобы вы поделились секретом. Не жалко было?

- А я не все рассказал. Открытие такого плана в искусстве может вредить - в зависимости от того, кто и как им воспользуется. Ученику своему расскажу… Не люблю это слово - «ученик». Я сам учусь. Просто старший знает немного больше...

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

Собираетесь ли вы вакцинироваться?

Ответить Все опросы

Топ 3 читаемых

Самое интересное в регионах