Примерное время чтения: 8 минут
1290

«Церковь не гиря на ноге». Священник о том, как выбрать свой путь в жизни

«АиФ-Юг» № 47 22/11/2017
Екатерина Саенко / АиФ

Под эгидой Екатеринодарской епархии в Сочи прошел форум-фестиваль духовно-нравственной культуры «Покров», собравший студенческую молодежь. Благочинный Лазаревского округа курорта, протоиерей Дионисий Марчук был одним из организаторов события.

Кто вмешивается?

Светлана Лазебная, «АиФ-Юг»: Отец Дионисий, для чего понадобилось это мероприятие?

Отец Дионисий Марчук. Фото: Из личного архива

Отец Дионисий Марчук: Культура и нравственность нуждаются в воспитании, в созидании. Задача церкви - помочь молодым людям в их становлении. Определить направление, в котором они будут двигаться, развиваться. Молодые задумываются о смыслах жизни, ищут пути, ответы, они нуждаются в общении. Так появилась площадка форума, надеюсь, она станет традиционной.

- Мы знаем, что церковь в IX-XI веках заложила основы российского государства. Можно было сказать о церкви того времени, что она была впереди государства. А где сегодня церковь? Впереди, вместе с властями?

Досье
Дионисий Марчук. Протоиерей, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы, благочинный церквей Лазаревского округа Сочи. Отец Дионисий с юности решил посвятить свою жизнь служению Богу.

- Церковь с народом. С его трудностями, горестями и радостями. Церковь отделена от государства, и мы считаем, что в этом есть позитивное звено. Вопрос о IX-XI веках - да, актуален. Точно так же, как вопросы формирование этноса и мировоззрения. Можно еще сказать, что благодаря церкви сформировались архитектура, язык и письменность. Все то, что помещается в рамки понятия «культура», важно для церкви. Потому что все перечисленное формировалось естественно, не по заказу. В ходе естественных исторических процессов.

- Но все же. Много у нас говорят о вмешательстве церкви в дела государства. По-вашему, в этом есть преувеличение?

- Знаете, иногда читаешь об этом, слушаешь и удивляешься. Церковь, мол, управляет всем у нас в стране. Ощущение складывается, что с утверждающими это мы живем в каких-то параллельных реальностях. Я - настоятель храма, бывает, сяду, посмотрю вокруг…  Да куда же я вмешиваюсь, в дела кого, как?! Церковь ничего не захватывает. Она подает людям руку помощи, поддерживает в ситуациях, которые бывают сложными. В этом миссия церкви. Для этого она нужна.

«Церковь состоит из людей»

- Батюшки бывают грешны?

- Церковь состоит из людей. Самая обсуждаемая тема сегодня - столетие Октябрьской революции. Те давние события, их последствия, ударили в том числе и по церковной структуре, по духовенству. Прервался духовный опыт многих веков. Естественно, это не могло не иметь последствий.  Недавно я общался с людьми в приходе. Вспоминали родителей, бабушек, дедушек... И вот смотрю я на собеседника. Вижу, как его захлестывают эмоции. Слезы стоят в глазах. Говорит: «Спросил я отца своего: «А где наш дом? Где мы жили изначально?» Отец долго молчал. Потом повел, показал… Он мальчиком был, когда семью выселили, сослали в Казахстан. Через много лет вернулись на Родину. Но проходить мимо отчего дома отец мужчины боялся еще много- много лет.

Это история простой семьи, одной из многих. Большая трагедия коснулась священников, духовенства, едва не искоренившая их как социальный класс. Они были поражены в правах. Многие погибли… Сейчас нам приходится догонять ход исторической колесницы. Представляете, колесо истории катилось с девятого века, а потом… стоп… перерыв на десятилетия. Последствия себя ждать не заставили. Можно представить в магазине табличку: «Перерыв на обед». Табличку переворачивают, и вот уже надпись: «Открыто!» С историей так не получается... Цвет нации, ум, совесть - лучшие люди своего времени уничтожены были.

- Вы не ответили на вопрос. Можно конкретизировать?

- Поменялись люди вообще, понимаете? Вот недавно девушка пришла в храм, спрашивает: «Батюшка, где у вас можно купить керосиновую лампу?» Церковь всегда была форпостом культуры. Это не лавка древностей, не исторический кружок! Это то, что ведет в будущее. Понимание этого за сто лет вымылось. Оно истреблено на бытовом уровне.

Но... Если подойти ближе к истории… Первое электричество (ну кроме дворцов) проведено было в храмы. Мы сейчас удивляемся робототехнике, но в конце XIX  века в России были мастерские, которые делали механических звонарей. Методики передового строительства, развитие инженерных методик - все это, в первую очередь, было востребовано при храмах. В сельском хозяйстве монастыри были впереди всей державы.

Духовенство не с Марса прилетает на Землю. Батюшки живут и воспитываются в той же среде и культуре, что и все остальные. Они не соревнуются с прихожанами, как в игре «Что? Где? Когда?». Не конкурируют в умении пользоваться гаджетами. На них возложены непростые обязанности по священнодействию. Для этого требуется полная отдача духовных и душевных сил.

К вашему вопросу... Церковь состоит из людей. Духовенство не с Марса прилетает на Землю. Батюшки живут и воспитываются в той же среде и культуре, что и все остальные. Они не соревнуются с прихожанами, как в игре «Что? Где? Когда?». Не конкурируют в умении пользоваться гаджетами. На них, во-первых, возложены непростые обязанности по священнодействию. Для этого требуется полная отдача духовных и душевных сил. Не так это просто, как кажется. Сложно чинить то, что уже сломано. Священник должен учить прихожан жизни по Евангелию. А это как? Себя в качестве примера предлагать можно. Но не всегда скромность и понимание покаяния это предполагают. Поймите, не ради священника идут в церковь люди. Ради Христа. Ради Евангельской истины. И задача батюшки - ее донести.

А если уж совсем о земном… Для любого настоятеля серьезный вопрос - материальное обеспечение: содержание храма, прихода. Для многих удивительно, что приход платит за электричество, и зарплату сторожу не из правительства присылают. Для многих священников денежные дела - это непрерывная головная боль, с утра до вечера. Как поддержать храм, как починить крышу? Батюшка - он этим всем занимается. В меру сил. Не всегда и не все получается. Но это жизнь.

Как выбрать путь?

- Духовность, нравственность - это вообще про что, о чем?

- Это понятия не краткосрочные. Не возникающие в одночасье. Как вот, к примеру, заболела у вас голова, вы таблетку выпили и прошло. Нет! Человек сам для себя выбирает путь. Выбирает добро, принимает зло. Он свободно принимает решения, корректирующие судьбу. Церковь, батюшка - они не гиря на ноге и не закон, обязательный к исполнению. Они лишь напоминание того, как надо жить. Напоминание людям того, что надобно оставаться людьми. Выбирать добро, свободу и разум, а не зло. Зло, к сожалению, растет активно. Ему для роста не надо ничего, никакой помощи. А вот добро растить - для этого нужны большие силы. Разговоры про нравственность набили уже оскому, понимаю ваш вопрос. Но они необходимы.

Зло, к сожалению, растет активно. Ему для роста не надо ничего, никакой помощи. А вот добро растить - для этого нужны большие силы. Разговоры про нравственность набили уже оскому, понимаю ваш вопрос. Но они необходимы.

Вспомним это знаменитое, из рекламы, выражение: «Бери от жизни все!» А всего на всех не хватает ведь! Человек не должен брать от жизни все и страдать от того, что не все взял! Он должен быть на своем месте и давать своим близким все то, на что он способен, - чувственно, физически, интеллектуально. Если все так жить будут, наша жизнь наладится. Сады не зацветут осенью, но правильные шаги, мысли, поступки наполнят сердца радостью. Великое начинается с малого.

- Но позвольте заметить, язык богослужения большинству приходящих в храм не понятен. Как с этим быть?

- Церковно-славянский язык никогда не был разговорным! И 1000 лет назад он был непонятен. Но… Вы знаете, что интересно? Зайдите в церковь в Болгарии или в Сербии. Вы заметите, что службы совершаются на том же языке, что и в России. Корни - они славянские - общие! Да, чтобы понимать, надо выучить 30-50 не потребляемых ныне слов. Разговоры о модернизации церковно-славянского языка не новы. Ничто не стоит на месте. В нашей истории уже есть опыт большого церковного раскола. Подтолкнул к этому в том числе и языковый вопрос. Старообрядческий раскол стал трагедией. Шаги церкви в направлении модернизации - они выверенные. На Украине в нескольких приходах богослужения совершаются на современном украинском языке. Это не считается чем-то греховным, негативным. У нас пока нет активного запроса на перевод. Люди, которые приходят в храм, богослужения если не понимают, то чувствуют. Модернизация происходить должна не ради модернизации. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

Где планируете провести отпуск или выходные?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах