Под эгидой Екатеринодарской епархии в Сочи прошел форум-фестиваль духовно-нравственной культуры «Покров», собравший студенческую молодежь. Благочинный Лазаревского округа курорта, протоиерей Дионисий Марчук был одним из организаторов события.
Кто вмешивается?
Светлана Лазебная, «АиФ-Юг»: Отец Дионисий, для чего понадобилось это мероприятие?
Отец Дионисий Марчук: Культура и нравственность нуждаются в воспитании, в созидании. Задача церкви - помочь молодым людям в их становлении. Определить направление, в котором они будут двигаться, развиваться. Молодые задумываются о смыслах жизни, ищут пути, ответы, они нуждаются в общении. Так появилась площадка форума, надеюсь, она станет традиционной.
- Мы знаем, что церковь в IX-XI веках заложила основы российского государства. Можно было сказать о церкви того времени, что она была впереди государства. А где сегодня церковь? Впереди, вместе с властями?
- Церковь с народом. С его трудностями, горестями и радостями. Церковь отделена от государства, и мы считаем, что в этом есть позитивное звено. Вопрос о IX-XI веках - да, актуален. Точно так же, как вопросы формирование этноса и мировоззрения. Можно еще сказать, что благодаря церкви сформировались архитектура, язык и письменность. Все то, что помещается в рамки понятия «культура», важно для церкви. Потому что все перечисленное формировалось естественно, не по заказу. В ходе естественных исторических процессов.
- Но все же. Много у нас говорят о вмешательстве церкви в дела государства. По-вашему, в этом есть преувеличение?
- Знаете, иногда читаешь об этом, слушаешь и удивляешься. Церковь, мол, управляет всем у нас в стране. Ощущение складывается, что с утверждающими это мы живем в каких-то параллельных реальностях. Я - настоятель храма, бывает, сяду, посмотрю вокруг… Да куда же я вмешиваюсь, в дела кого, как?! Церковь ничего не захватывает. Она подает людям руку помощи, поддерживает в ситуациях, которые бывают сложными. В этом миссия церкви. Для этого она нужна.
«Церковь состоит из людей»
- Батюшки бывают грешны?
- Церковь состоит из людей. Самая обсуждаемая тема сегодня - столетие Октябрьской революции. Те давние события, их последствия, ударили в том числе и по церковной структуре, по духовенству. Прервался духовный опыт многих веков. Естественно, это не могло не иметь последствий. Недавно я общался с людьми в приходе. Вспоминали родителей, бабушек, дедушек... И вот смотрю я на собеседника. Вижу, как его захлестывают эмоции. Слезы стоят в глазах. Говорит: «Спросил я отца своего: «А где наш дом? Где мы жили изначально?» Отец долго молчал. Потом повел, показал… Он мальчиком был, когда семью выселили, сослали в Казахстан. Через много лет вернулись на Родину. Но проходить мимо отчего дома отец мужчины боялся еще много- много лет.
Это история простой семьи, одной из многих. Большая трагедия коснулась священников, духовенства, едва не искоренившая их как социальный класс. Они были поражены в правах. Многие погибли… Сейчас нам приходится догонять ход исторической колесницы. Представляете, колесо истории катилось с девятого века, а потом… стоп… перерыв на десятилетия. Последствия себя ждать не заставили. Можно представить в магазине табличку: «Перерыв на обед». Табличку переворачивают, и вот уже надпись: «Открыто!» С историей так не получается... Цвет нации, ум, совесть - лучшие люди своего времени уничтожены были.
- Вы не ответили на вопрос. Можно конкретизировать?
- Поменялись люди вообще, понимаете? Вот недавно девушка пришла в храм, спрашивает: «Батюшка, где у вас можно купить керосиновую лампу?» Церковь всегда была форпостом культуры. Это не лавка древностей, не исторический кружок! Это то, что ведет в будущее. Понимание этого за сто лет вымылось. Оно истреблено на бытовом уровне.
Но... Если подойти ближе к истории… Первое электричество (ну кроме дворцов) проведено было в храмы. Мы сейчас удивляемся робототехнике, но в конце XIX века в России были мастерские, которые делали механических звонарей. Методики передового строительства, развитие инженерных методик - все это, в первую очередь, было востребовано при храмах. В сельском хозяйстве монастыри были впереди всей державы.
Духовенство не с Марса прилетает на Землю. Батюшки живут и воспитываются в той же среде и культуре, что и все остальные. Они не соревнуются с прихожанами, как в игре «Что? Где? Когда?». Не конкурируют в умении пользоваться гаджетами. На них возложены непростые обязанности по священнодействию. Для этого требуется полная отдача духовных и душевных сил.
К вашему вопросу... Церковь состоит из людей. Духовенство не с Марса прилетает на Землю. Батюшки живут и воспитываются в той же среде и культуре, что и все остальные. Они не соревнуются с прихожанами, как в игре «Что? Где? Когда?». Не конкурируют в умении пользоваться гаджетами. На них, во-первых, возложены непростые обязанности по священнодействию. Для этого требуется полная отдача духовных и душевных сил. Не так это просто, как кажется. Сложно чинить то, что уже сломано. Священник должен учить прихожан жизни по Евангелию. А это как? Себя в качестве примера предлагать можно. Но не всегда скромность и понимание покаяния это предполагают. Поймите, не ради священника идут в церковь люди. Ради Христа. Ради Евангельской истины. И задача батюшки - ее донести.
А если уж совсем о земном… Для любого настоятеля серьезный вопрос - материальное обеспечение: содержание храма, прихода. Для многих удивительно, что приход платит за электричество, и зарплату сторожу не из правительства присылают. Для многих священников денежные дела - это непрерывная головная боль, с утра до вечера. Как поддержать храм, как починить крышу? Батюшка - он этим всем занимается. В меру сил. Не всегда и не все получается. Но это жизнь.
Как выбрать путь?
- Духовность, нравственность - это вообще про что, о чем?
- Это понятия не краткосрочные. Не возникающие в одночасье. Как вот, к примеру, заболела у вас голова, вы таблетку выпили и прошло. Нет! Человек сам для себя выбирает путь. Выбирает добро, принимает зло. Он свободно принимает решения, корректирующие судьбу. Церковь, батюшка - они не гиря на ноге и не закон, обязательный к исполнению. Они лишь напоминание того, как надо жить. Напоминание людям того, что надобно оставаться людьми. Выбирать добро, свободу и разум, а не зло. Зло, к сожалению, растет активно. Ему для роста не надо ничего, никакой помощи. А вот добро растить - для этого нужны большие силы. Разговоры про нравственность набили уже оскому, понимаю ваш вопрос. Но они необходимы.
Зло, к сожалению, растет активно. Ему для роста не надо ничего, никакой помощи. А вот добро растить - для этого нужны большие силы. Разговоры про нравственность набили уже оскому, понимаю ваш вопрос. Но они необходимы.
Вспомним это знаменитое, из рекламы, выражение: «Бери от жизни все!» А всего на всех не хватает ведь! Человек не должен брать от жизни все и страдать от того, что не все взял! Он должен быть на своем месте и давать своим близким все то, на что он способен, - чувственно, физически, интеллектуально. Если все так жить будут, наша жизнь наладится. Сады не зацветут осенью, но правильные шаги, мысли, поступки наполнят сердца радостью. Великое начинается с малого.
- Но позвольте заметить, язык богослужения большинству приходящих в храм не понятен. Как с этим быть?
- Церковно-славянский язык никогда не был разговорным! И 1000 лет назад он был непонятен. Но… Вы знаете, что интересно? Зайдите в церковь в Болгарии или в Сербии. Вы заметите, что службы совершаются на том же языке, что и в России. Корни - они славянские - общие! Да, чтобы понимать, надо выучить 30-50 не потребляемых ныне слов. Разговоры о модернизации церковно-славянского языка не новы. Ничто не стоит на месте. В нашей истории уже есть опыт большого церковного раскола. Подтолкнул к этому в том числе и языковый вопрос. Старообрядческий раскол стал трагедией. Шаги церкви в направлении модернизации - они выверенные. На Украине в нескольких приходах богослужения совершаются на современном украинском языке. Это не считается чем-то греховным, негативным. У нас пока нет активного запроса на перевод. Люди, которые приходят в храм, богослужения если не понимают, то чувствуют. Модернизация происходить должна не ради модернизации.