Александр Куренной за жизнь профессий сменил множество, а картины пишет в свободное время. Денег творчество не дает. Но жить, как все, художник не может. Говорит: «Что-то необходимое дает мне живопись. Надеюсь, и людям…»
В свое удовольствие
Светлана Лазебная, «АиФ-Юг»: Саша, картины художников, которые придерживаются наивного стиля, выглядят непосредственно, они ироничные, милые и добрые. Но многие не понимают их. Мол, ребенок и тот лучше нарисует. Не обидно ли? Как вы пришли в этот противоречивый жанр?
Александр Куренной: Наивное искусство называют упрощенным. Но донести до зрителя позитивные вибрации души, передать их доходчиво минимальными средствами в незатейливых формах не так-то просто. Понять его способен человек как минимум подготовленный. Широкая публика реагирует с прохладцей. За свою жизнь я таких комментариев наслушался! Гораздо лучше «идут» пейзажи с кислотно-зелеными березами, речушками с ярко-голубой водой с блестками. Люди платят за них. Зато на меня реагирует самая чуткая к фальши публика - дети. Зависают подолгу, хохочут. Мои картины понятны им и близки.
Надо сказать, я не сразу к «наиву» пришел. Начинал с академического рисунка и живописи, лет в 14 пришел к монстрам, с физиономиями недобрыми. Подросткам хочется бросать вызовы, будоражить. Но настало время, и я понял, что нечисть, тиражирование нечисти через творчество ничего хорошего не дают. После - годы работы с натуры, на природе. Увлечение абстракционизмом. К «мультяшной», радостной теме (ее еще называют «милотой») пришел, когда уже было за 30. Просто захотелось отвлечь людей от негатива, показать, что, кроме кислотных берез, бывает что-то еще. Красишь сам, и настроение хорошее.
- «Красите»? Почему так пренебрежительно?
- Ну потому что все художники красят. Это профессиональный сленг.
- Хорошо. Вы красите. После работы, дающей постоянный доход. Зачем так сложно? Вы художник или кто?
- Я сторож. Не жалуюсь, нормальная работа, только тупая, от этого устаешь. А красить - это не труд вовсе. Иначе бы не занимался этим. Когда себя обременяешь, настроение передается на холст, утяжеляется сюжет. Красить можно лишь в свое удовольствие.
Для чего агрессивное искусство?
- Все же странно. У вас известность, много выставок... Быть может, государство должно активнее поддерживать талантливых людей?
- Никто никому ничего не должен. А поддержка, почему вы считаете, что ее нет? Если, например, художник будет активно заявлять о себе, мелькать, допустим, на уровне департамента культуры, то скорее всего его поддержат. Над пиаром надо работать… Преуспевает тот, кто умеет быть менеджером и пиарщиком. Это не моя история.
- В Краснодаре есть художники молодые, но весьма состоятельные, их арт-объекты выставляются и покупаются очень дорого. Они менеджеры? Или, может, работают в модном жанре?
- Скорее, главное психику расшатать. Человек смотрит - и его раздирают противоречивые чувства. Волнение, удивление, отрицание, стресс. Агрессивное искусство, созерцание которого не приносит умиротворения, не настраивает на медитацию, приветствуется. В рамках тотальной кампании оно востребовано на самом высоком уровне. Я считаю, это такой госзаказ. Нейрофизиологи доказали, что человек, находящийся в постоянном стрессе, теряет способность мыслить конструктивно. И, напротив, когда человек спокоен и умиротворен, он любую ситуацию оценивает взвешенно. Людьми с разбалансированным «я» легко управлять. Чтобы поддерживать градус внутреннего напряжения, привлекаются огромные деньги и ресурсы. Почему в телевизоре все орут, как сумасшедшие? Потому что таковы правила, надо нагнетать. Увы, но и в изобразительном искусстве то же. Государству нужно больше людей, не способных критически оценивать бытие. Они послушны, не имеют своего мнения, верят всему, что им говорят. Они живут по утвержденному сценарию. Стандартный: вечером пиво, телевизор, с утра на работу. Он зависимый от тремора. Он не соскочит, если не сломает модель привычного поведения. А это трудно, страшно и непривычно.
- В СССР тоже воспитывали послушание пропагандой. Может это стандартная модель взаимоотношения власти и людей?
- Похоже лишь на первый взгляд. Да, давление идеологии, стремление всех построить в колонну в СССР было огромно. Но вспомните старые лозунги, ведь они были позитивны: «Мы создадим, построим, полетим!» А сейчас? «Разрушим, накажем, отомстим, уничтожим». Тогда нагнетали энтузиазм, а сегодня страх. Многим боязно уже открыть дверь соседу. Я не верю, что в целом мире не происходит ничего хорошего. Но нам показывают, как где-то бомбили, ограбили, убили… Сложно избавиться от ощущения, что устрашают нас специально.
Легенды нашего «Арбата»
- А что вы думаете о городской культурной среде Краснодара? Есть мнение, что ее развитие пошатнул разгон «Арбата» на улице Чапаева.
- «Арбат» возник на волне перестройки. Группа художников выбила в администрации города разрешение там выставляться. К ним стали подтягиваться... Очень скоро квартал между Красной и Красноармейской превратился в свободную территорию искусства. Ой, интересные там персонажи были! Истории забавные приключались. Там неподалеку была мастерская Вадика, царство ему небесное, и многие художники оставляли у него картины на хранение. У него же собирались веселыми компаниям, выпивали. Бывало, крепко. Как-то выпили, заснули. Просыпаемся - картин нет! Кто-то из компании в милицию побежал. Остальные с полотнами, которые вор не смог унести, потащились на «Арбат». И за полквартала нас остановили крепкие ребята в штатском - оперативники, получившие свежую ориентировку. «Вы кто?» - «Мы художники!» А сами помятые, небритые. Не поверили нам, забрали. Сказали, что подозреваемся в краже картин. Мы хором: «Так это у нас! У нас украли! Потерпевшие - мы!»
Разная публика на «Арбате» тусовалась. Людям, которые там жили, не очень мы нравились, и суета под окнами… Они писали жалобы. Художников «заботливо» взяли под административное крыло. По-простому - разогнали. Было это в 2001 году. Взамен предложили «окультуренные» выставочные зоны. Сейчас разрешено выставляться за деньги - у скверика со слоном на ул. Орджоникидзе и на ул. Тельмана. Но много вы там видели людей? К сожалению, все, к чему прикасается администрация, становится унылым и ущербным. Творческая жизнь ключом бьет там, где все стихийно, спонтанно.
- Почти все, вами сказанное, грустно. Научите, где черпать оптимизм? «Милота», она в обычной жизни есть?
- Да ее полно! Она растворена во внешней среде, в окружении, в обстановке, в тебе самом. Меня вот радует, что я живу до сих пор… Многих моих ровесников и тех, кто помладше, давно нет.
- А как жить правильно? Что каждый на земле должен сделать обязательно?
- Обязательно? Умереть!
- Что же снова так мрачно?! А как же - посадить дерево, построить дом, вырастить сына?
- Ну это обобщенная программа. Как можно судить (и кому?) о том, какая жизнь полезная, а какая нет, кроме самого человека? Допустим, сын у меня есть. Деревьев посадил несколько. Ну какие у меня варианты построить дом? Ну, смогу, наверное, из фанеры сколотить ящик. А зачем? Нет ничего «для всех» - одинаково актуального, справедливого и выполнимого! Важно научиться себя ценить, уважать, собой заниматься.