Бюджетная система страны, как заявил Дмитрий Медведев, достаточно эффективно поддержала восстановление экономики после кризиса. Рост в 2010 году стабилизировался на уровне около четырех процентов. Приблизительно такой же показатель или чуть выше ожидается в этом году. Существенно сократился дефицит федерального бюджета, и, что самое главное, были выполнены все социальные обязательства государства.
– Ключевые задачи бюджетной политики – это, конечно, модернизация нашей страны, нашей экономики, создание условий для повышения конкурентоспособности экономики и долгосрочного устойчивого развития. В ближайшие годы в России должна быть сформирована принципиально новая модель экономического роста. Она должна быть основана на повышении частной инициативы, на инновациях. Причем не фрагментарных, образцово-показательных, а на массовых инновациях, на эффективной системе публичных услуг, на качественной финансовой и производственной инфраструктуре, – заявил Дмитрий Медведев.
Однако сегодня нельзя сказать, что все элементы бюджетной и налоговой политики отвечают этим задачам. Сохраняются риски, связанные с зависимостью от внешнеэкономической конъюнктуры.
Новый трехлетний бюджет должен способствовать запуску новой модели роста, снизить риски и обеспечить макроэкономическую устойчивость. Исходя из этого необходимо осуществить системные меры по целому ряду направлений. Их двенадцать.
Первое. Следует интегрировать бюджетное планирование в процесс формирования и реализации стратегии долгосрочного развития страны.
Не позднее 2012 года надо утвердить долгосрочный экономический прогноз, увязать стратегические цели социально-экономического развития с их финансовым и нормативно-правовым обеспечением. При этом увязанная с общей бюджетная стратегия должна содержать и процедуры оценки рисков устойчивости бюджетной системы.
До конца 2012 года необходимо внедрить программу «Целевой принцип организации деятельности органов исполнительной власти», утвердить основные госпрограммы и, соответственно, программные бюджеты на всех уровнях управления.
Второе. Начиная с 2015 года следует ввести правила использования нефтегазовых доходов и ограничение на размер дефицита федерального бюджета. Это полностью соотносится с международными обязательствами страны.
При формировании федерального бюджета на следующий год и на плановый период 2013 и 2014 годов надо создать предпосылки для введения этих правил, для стабилизации и последующего снижения дефицита федерального бюджета.
– Здесь есть одна проблема, – отметил президент страны. – Если мы не преодолеем инерцию в формировании бюджетных заявок, в которых нет эффективности оценки расходования бюджетных средств, то риски для макроэкономической стабильности будут неприемлемо высокими. И, конечно, этого сценария необходимо избежать.
Третье. На 2012–2013 годы будут снижены максимальные ставки обязательных страховых взносов с 34 до 30 процентов, а для малого бизнеса в производственной и социальной сферах, а также для широкого круга некоммерческих организаций – с 26 до 20 процентов. В стране есть источники для компенсации «выпадающих» доходов. По мнению президента, имеются возможности получить дополнительные средства в результате распоряжения федеральным имуществом, то есть приватизации. Есть нефтегазовые доходы, есть резервы; также возможно рассмотреть и иные источники.
– То, в каком соотношении их использовать, Правительство должно само определить в ходе бюджетного процесса. Это мое поручение, – заявил Дмитрий Анатольевич.
Четвертое. Российская налоговая система должна отвечать современным вызовам в условиях глобализации экономики. Она не может быть слишком обременительной для общества и, конечно, должна способствовать развитию России как федеративного государства. Необходимо повысить стимулирующую и фискальную функции налогов, которые взимаются с компаний, работающих в нефтегазовом секторе, в алкогольной и табачной промышленности.
Одновременно требуются замена существующего налога на имущество специальным налогом на недвижимость, а также расширение патентной системы налогообложения малого предпринимательства.
Пятое. Бюджетная политика должна быть нацелена на улучшение условий жизни наших граждан, отдельного человека, на адресное решение социальных проблем, на повышение качества государственных и муниципальных услуг. Пенсии и пособия в 2012 году, как и в дальнейшем, будут увеличиваться. Так, в течение следующего года средний размер пенсий возрастет более чем на 11 процентов, социальных пособий – на шесть. Не позднее 2012 года должна быть полностью решена проблема обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны в соответствии с теми обязательствами, которые принимались.
Продолжатся реализация программ модернизации здравоохранения и образования, поддержка сферы культуры, физической культуры и спорта. С 1 января следующего года вопросы оказания медицинской помощи населению будут переданы органам государственной власти субъектов Федерации. Это потребует соответствующего перераспределения доходных источников между региональными и местными бюджетами.
Дмитрий Медведев подчеркнул, что меры по развитию социальной сферы не должны сводиться к механическому наращиванию расходов.
Оплата труда в сфере оказания публичных услуг населению должна быть более конкурентоспособной по отношению к зарплате в других секторах. Прежде всего это касается учителей и медицинских работников, чьи зарплаты должны существенно вырасти уже в ближайшие два года в рамках упомянутых программ.
С 2012 года будет проведена реформа денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц. Она будет проходить в два этапа: в следующем году – в Вооруженных Силах и системе Министерства внутренних дел, а с 2013 года – в остальных силовых и правоохранительных структурах.
Одновременно пройдет реформа пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников военных организаций, в результате которой размер их пенсий значительно возрастет.
Наконец, в вопросах повышения качества жизни особого внимания заслуживают проблемы экологии, в том числе механизмы финансирования природоохранных мероприятий. Ясно, что улучшение состояния окружающей среды возможно только при условии совместных действий и инвестиций государства и бизнеса.
Шестое. Следует повысить отдачу от использования средств налогоплательщиков за счет модернизации сети государственных учреждений и улучшения качества государственных и муниципальных услуг. С 1 января 2012 года завершается переходный период введения новых форм оказания и финансового обеспечения федеральных государственных услуг, а с 1 июля 2012 года это происходит на региональном и местном уровнях.
Нужно заблаговременно принять все необходимые акты и решения, обеспечить финансирование и высокое качество государственных и муниципальных заданий для бюджетных и автономных учреждений. При этом развивать конкуренцию в области предоставления социальных услуг, широко привлекая к этой сфере социально ориентированные некоммерческие организации. Нормативная база для этого создана.
Седьмое. Должна быть существенно снижена роль государства в управлении экономическими активами. Правительству нужно определить график приватизации крупных пакетов акций в подконтрольных государству компаниях. Доля государственного участия должна быть снижена до уровня ниже контрольного или вообще вплоть до отказа от такого участия в необходимых случаях.
Исключение будет сделано в отношении организаций, которые работают в инфраструктурных секторах или прямо связаны с обеспечением безопасности государства. Это должно положительно повлиять на приток инвестиций и сформировать лучшие условия для справедливой конкуренции, способствовать активизации инвестиционной и инновационной деятельности компаний, уходу от явных или скрытых преимуществ для тех структур, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. Все должны быть в равных условиях: и государственные компании, и частные.
Восьмое. Требует кардинальной перестройки система государственных закупок. Мировой опыт свидетельствует, что потребности государства в товарах, работах и услугах удовлетворяются более адекватно, если государственный заказ встроен в единую институциональную среду. Таковой должна стать федеральная контрактная система. Соответствующее поручение президентом было дано в конце прошлого года. Сейчас эта работа идет.
Стране необходимы механизмы, которые будут гарантировать и надлежащее качество закупок, и надежный мониторинг их исполнения, и обоснованность цен. Кроме того, необходимо в полной мере учесть особенности продукции, работ и услуг, которые связаны с научными исследованиями.
Не менее важны эффективность и прозрачность закупок непосредственно для нужд государства и для государственного сектора экономики. И здесь с использованием мер бюджетной политики необходимо как инициировать спрос, так и стимулировать создание наукоемких эффективных производств.
При закупках товаров, работ и, соответственно, услуг субъектами естественных монополий, корпорациями и компаниями с государственным или муниципальным участием нужно сформировать эффективные процедуры их закупочной деятельности. Обеспечить информационную открытость конкурсов, не допускающую необоснованного ограничения для их участников, а это сегодня происходит сплошь и рядом.
– И вообще, надо существенно ограничить случаи, когда решения по государственным закупкам принимаются без тендера, на основании решения Президента или Правительства. Это исключение, а не общее правило, как в некоторых случаях пытаются представить, – заострил внимание присутствовавших Дмитрий Медведев.
Девятое. Требуется обеспечить запуск работы российского фонда прямых инвестиций, сформировать его первоначальный капитал за счет бюджетных средств и содействовать его дальнейшей работе по приоритетным направлениям технологического развития. При реализации инновационных проектов следует шире использовать механизмы государственно-частного партнерства, содействовать патентованию, стандартизации и коммерциализации разработок. И завершить создание специализированного агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций.
Десятое. В текущем году необходимо принять поправки в Бюджетный кодекс по вопросам государственного и муниципального финансового контроля, в том числе в части ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Задача внести в Государственную Думу соответствующий законопроект была поставлена еще в 2008 году, но она до сих пор не выполнена. По мнению президента, плохо, что в данном аспекте ситуация никак не развивается.
Одиннадцатое. Следует обеспечить эффективную децентрализацию полномочий между уровнями власти в пользу регионов и муниципалитетов.
– Я создал специальные группы при Администрации(в них входят и руководители Правительства, и губернаторы), которые до конца года соответствующие предложения должны подготовить. В том числе по увеличению доли доходов региональных и местных бюджетов в структуре консолидированного бюджета России, которая должна соответствовать новому распределению полномочий. При необходимости следует подготовить предложения по изменению структуры налоговой системы и бюджетного законодательства, – сказал президент.
Двенадцатое. Правительству России надо утвердить и специальную концепцию создания интегрированной информационной системы управления общественными финансами, так называемый электронный бюджет, и приступить к ее реализации (такую работу ведут многие страны), достичь максимальной открытости, прозрачности и подотчетности финансовой деятельности. Все заинтересованные пользователи должны получать достоверную информацию.
Это те задачи бюджетной политики на ближайшие три года, которые поставил глава России Дмитрий Медведев