Примерное время чтения: 5 минут
6348

Строительная проблема стала социальной. Почему Краснодару не нужны высотки

«АиФ-Юг» № 8 02/03/2017

Совсем недавно в Краснодаре многоэтажные дома появлялись где угодно, заслоняя собой не только соседние исторические здания, но и небо. Полтора года назад региональные власти объявили бой высоткам в историческом центре города. 

Последние этажи

На месте бывшего Сенного рынка, в самом центре Краснодара, в двух шагах от улицы Красной вырос огромный бетонный куб. И в районе сразу же стало больше пробок. Четыре 25-этажных дома на Красной и Бабушкина увеличили протяженность заторов здесь в разы. Причем строители высоток не удосужились возвести ни дополнительную школу, ни поликлинику, ни детский сад. Но эти дома начинали возводить задолго до объявления борьбы с точечной высотной застройкой в центре Краснодара. А что же с новыми проектами?

Дом на улице Железнодорожной, на возведение которого не раз жаловались наши читатели, по проекту должны сдать в первом квартале этого года. Во всяком случае, так гласит табличка на заборе. Но квартал через месяц заканчивается, и не похоже, что здание успеют отделать. Во всяком случае активной работы здесь не видно.  

Максим Кубасов, генеральный директор строительной компании:
Рано говорить о том, что застройщики приспособились к новым правилам, однако очевидно, что изменения значительно скажутся на отрасли. Новые требования к уставному капиталу, взносы в компенсационный фонд и курс на комплексную застройку меньше всего отразятся на крупных компаниях, имеющих собственные средства и привыкших реализовывать масштабные проекты. Небольшим застройщикам приспособиться будет сложнее. Не думаю, что новые требования сильно отразятся на цене на квартиры в новостройках. Конкуренция на рынке высока, при низкой покупательской способности повышать цены нецелесообразно, выгоднее оптимизировать расходы. Что же касается опасений по поводу повышения количества обманутых дольщиков, надеюсь, что этого не случится, ведь, по сути, все нововведения и изменения в ФЗ-214 направлены именно на то, чтобы защитить участников долевого строительства.

Бывший мэр Краснодара Владимир Евланов в свое время говорил, что разрешение на возведение дома на Железнодорожной застройщик получил по всем правилам. Но со временем изменилась градостроительная политика, в первую очередь по высотности в этом районе, и мэрия отменила разрешение. Естественно, застройщик подал в суд и выиграл в первой инстанции. Соседей, жителей старых пяти и девятиэтажек, волнует вопрос коммуникаций – выдержат ли старые трубы присоединение нового дома, в котором, к тому же, воду придется поднимать на 75 метров (в проектной декларации дом обозначен как 23-этажный).

После критики властей заглох проект строительства 99-метровой махины на пересечении Северной и Леваневского. Приутихла стройка на Северной и Аэродромной. Здесь выключили табло, на котором шел обратный отсчет времени до сдачи дома.

«Краснодар должен развиваться, но там, где позволяет площадь, - считает Вениамин Кондратьев, губернатор Краснодарского края.  - Уверен, что монолитные высотки в центре украшением города не станут, больше того – застройка вне всяких правил и норм приводит к тому, что новостройки «садятся» на старые сети. В результате люди жалуются на отсутствие горячей воды, отопления, света. Проблема строительная перерастает в проблему социальную».

Вето на высоту

Властям и застройщикам необходимо найти общий язык. Понятное дело, что сносить уже возведенные многоэтажки никто не будет. Да и запрещать строить там, где квартиры распроданы по договору долевого участия на этапе котлована, тоже никто не будет – обманутых дольщиков в Краснодаре и без того хватает. Но с правилами нужно определиться, чтобы новые высотки в центре хотя бы больше не проектировали. Когда рядом с 2-3 этажным зданием XIX века вырастает громадина из стекла и бетона – это неправильно, с какой стороны ни посмотри. Поэтому архитекторы разработали концепцию предельной высотности: на улице Красной и окрестностях нельзя будет возводить дома выше 20-25 метров, дальше, в зависимости от расстояния, выше 30-35 и 40-45 метров соответственно. И хоть новые правила еще не вступили в силу, они уже, можно сказать, действуют.

«Высотный регламент не будет охватывать только зону исторического поселения, - уверен Юрий Рысин, руководитель краевого департамента по архитектуре и градостроительству.  – Нельзя отдавать остальную территорию на откуп застройщикам. Поэтому мы создаем ступенчатую систему увеличения этажности от центра к периферии. При реконструкции важен и контроль визуального восприятия – храмы, например, должны быть видны издалека».

Чтобы регламент заработал, нужно принять новый Генеральный план Краснодара, так как в последней его редакции были противоречия с правилами землепользования и застройки. И это стало лазейкой для недобросовестных чиновников и застройщиков.  

А где детсады?

Борьба против высоток в историческом центре города – это лишь часть сражения за цивилизованную застройку. В тучные годы строительный бизнес пытался занять максимум свободных участков, чтобы возвести многоэтажку и продать квартиры с хорошей прибылью. Часто на бумаге проекты выглядят превосходно – со школами, детскими садами, поликлиниками, спортивными площадками. Но к моменту сдачи в эксплуатацию на их месте чудесным образом появляются новые дома. В итоге школа в Московском микрорайоне бьет собственный рекорд по количеству первых классов – в прошлом году их набралось целых 20. На улице Буденного на участке, выделенном под детский сад, строят очередную многоэтажку. В прошлом году на митинг вышли жители улицы Казбекской, где на месте обещанных застройщиком школы и детского сада, начали строить очередные многоэтажки. Новые правила игры на строительном рынке не всем по нраву.

«Да, сопротивление есть, – говорит Юрий Рысин. – Но мы преодолеваем трудности спокойным эволюционным путем. Кстати, крупные девелоперы с пониманием относятся ко многим нашим инициативам, в том числе – к необходимости резервировать в новых микрорайонах участки под детсады, поликлиники».

В то же время задача любого бизнеса – зарабатывать деньги.

«Компании должны зарабатывать прибыль и платить налоги, - уверен Сергей Иванов, глава крупной строительной корпорации. -  Те, кто не выполняют свои обязательства перед дольщиками и не пополняют бюджет, – городу не нужны».

А задача власти найти золотую середину между интересами строителей и простых людей. И оформить их законодательно, чтобы в городе не появлялись больше районы, которые называют «гетто». 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

А вам в детстве родители выписывали детские журналы?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах