Совсем недавно в Краснодаре многоэтажные дома появлялись где угодно, заслоняя собой не только соседние исторические здания, но и небо. Полтора года назад региональные власти объявили бой высоткам в историческом центре города.
Последние этажи
На месте бывшего Сенного рынка, в самом центре Краснодара, в двух шагах от улицы Красной вырос огромный бетонный куб. И в районе сразу же стало больше пробок. Четыре 25-этажных дома на Красной и Бабушкина увеличили протяженность заторов здесь в разы. Причем строители высоток не удосужились возвести ни дополнительную школу, ни поликлинику, ни детский сад. Но эти дома начинали возводить задолго до объявления борьбы с точечной высотной застройкой в центре Краснодара. А что же с новыми проектами?
Дом на улице Железнодорожной, на возведение которого не раз жаловались наши читатели, по проекту должны сдать в первом квартале этого года. Во всяком случае, так гласит табличка на заборе. Но квартал через месяц заканчивается, и не похоже, что здание успеют отделать. Во всяком случае активной работы здесь не видно.
Бывший мэр Краснодара Владимир Евланов в свое время говорил, что разрешение на возведение дома на Железнодорожной застройщик получил по всем правилам. Но со временем изменилась градостроительная политика, в первую очередь по высотности в этом районе, и мэрия отменила разрешение. Естественно, застройщик подал в суд и выиграл в первой инстанции. Соседей, жителей старых пяти и девятиэтажек, волнует вопрос коммуникаций – выдержат ли старые трубы присоединение нового дома, в котором, к тому же, воду придется поднимать на 75 метров (в проектной декларации дом обозначен как 23-этажный).
После критики властей заглох проект строительства 99-метровой махины на пересечении Северной и Леваневского. Приутихла стройка на Северной и Аэродромной. Здесь выключили табло, на котором шел обратный отсчет времени до сдачи дома.
«Краснодар должен развиваться, но там, где позволяет площадь, - считает Вениамин Кондратьев, губернатор Краснодарского края. - Уверен, что монолитные высотки в центре украшением города не станут, больше того – застройка вне всяких правил и норм приводит к тому, что новостройки «садятся» на старые сети. В результате люди жалуются на отсутствие горячей воды, отопления, света. Проблема строительная перерастает в проблему социальную».
Вето на высоту
Властям и застройщикам необходимо найти общий язык. Понятное дело, что сносить уже возведенные многоэтажки никто не будет. Да и запрещать строить там, где квартиры распроданы по договору долевого участия на этапе котлована, тоже никто не будет – обманутых дольщиков в Краснодаре и без того хватает. Но с правилами нужно определиться, чтобы новые высотки в центре хотя бы больше не проектировали. Когда рядом с 2-3 этажным зданием XIX века вырастает громадина из стекла и бетона – это неправильно, с какой стороны ни посмотри. Поэтому архитекторы разработали концепцию предельной высотности: на улице Красной и окрестностях нельзя будет возводить дома выше 20-25 метров, дальше, в зависимости от расстояния, выше 30-35 и 40-45 метров соответственно. И хоть новые правила еще не вступили в силу, они уже, можно сказать, действуют.
«Высотный регламент не будет охватывать только зону исторического поселения, - уверен Юрий Рысин, руководитель краевого департамента по архитектуре и градостроительству. – Нельзя отдавать остальную территорию на откуп застройщикам. Поэтому мы создаем ступенчатую систему увеличения этажности от центра к периферии. При реконструкции важен и контроль визуального восприятия – храмы, например, должны быть видны издалека».
Чтобы регламент заработал, нужно принять новый Генеральный план Краснодара, так как в последней его редакции были противоречия с правилами землепользования и застройки. И это стало лазейкой для недобросовестных чиновников и застройщиков.
А где детсады?
Борьба против высоток в историческом центре города – это лишь часть сражения за цивилизованную застройку. В тучные годы строительный бизнес пытался занять максимум свободных участков, чтобы возвести многоэтажку и продать квартиры с хорошей прибылью. Часто на бумаге проекты выглядят превосходно – со школами, детскими садами, поликлиниками, спортивными площадками. Но к моменту сдачи в эксплуатацию на их месте чудесным образом появляются новые дома. В итоге школа в Московском микрорайоне бьет собственный рекорд по количеству первых классов – в прошлом году их набралось целых 20. На улице Буденного на участке, выделенном под детский сад, строят очередную многоэтажку. В прошлом году на митинг вышли жители улицы Казбекской, где на месте обещанных застройщиком школы и детского сада, начали строить очередные многоэтажки. Новые правила игры на строительном рынке не всем по нраву.
«Да, сопротивление есть, – говорит Юрий Рысин. – Но мы преодолеваем трудности спокойным эволюционным путем. Кстати, крупные девелоперы с пониманием относятся ко многим нашим инициативам, в том числе – к необходимости резервировать в новых микрорайонах участки под детсады, поликлиники».
В то же время задача любого бизнеса – зарабатывать деньги.
«Компании должны зарабатывать прибыль и платить налоги, - уверен Сергей Иванов, глава крупной строительной корпорации. - Те, кто не выполняют свои обязательства перед дольщиками и не пополняют бюджет, – городу не нужны».
А задача власти найти золотую середину между интересами строителей и простых людей. И оформить их законодательно, чтобы в городе не появлялись больше районы, которые называют «гетто».