29 января 1886 года немецкий конструктор Бенц получил патент на трехколесный двухместный экипаж с бензиновым мотором и водяным охлаждением. Сегодня все изменилось - машины делают машины. Но автомобили, собранные вручную, не исчезли. Есть ли на Кубани изобретатели и реставраторы? Конечно. В Краснодаре, к примеру, немало реставрационных мастерских. Над каждым авто на современном оборудовании работает 20-30 человек. Но это уже не ручная работа, хотя еще и не завод.
Что есть что
Есть изобретатели, которые ориентируется на коммерцию. Машинка обходится недорого, собирается в короткие сроки из «чего под руку попадется» и тут же окупается через заказы на свадьбы и другие меро-
приятия.
А вот людей, которые занимаются серьезными реставрационными работами в одиночку, в Краснодаре можно пересчитать по пальцам одной руки. Обычно под реставрацией понимают любую работу по восстановлению авто. Но это не так. Реставрация - полное воссоздание автомобиля, а не только повторение внешнего вида. Если же продукт только внешне подобен оригиналу, то это - репликар. Специалисты говорят, что такая работа гораздо проще. Здесь нет никаких стандартов. Поиск деталей упрощен. Стоимость, соответственно, ниже. Однако репликары сейчас пользуются большой популярностью.
Материалы и цены
Реставрация подразумевает наличие частички старого автомобиля, которую обычный человек признает мусором, реставратор - поводом к серьезной работе.
- Воссоздание может начаться с кусочка кузова. Поиск остальных «родных» частей этой модели производится по всему миру - через коллег или по объявлениям в Интернете. А то, что так и не находится, создается вручную по описанию, - говорит краснодарский реставратор Александр СЕРИКОВ.
Что касается цены вопроса, то она зависит не только от модели, оснащенности, срока выполнения работ и т. д.,
но и от самого заказчика. Одна и та же работа для разных клиентов будет и стоить по-разному. Кстати, в Краснодаре спроса на автомобили ручной работы практически нет. Основной заказчик - Москва.
Тенденции
Реставрация - работа единичная. На один заказ может уйти несколько лет. Правда, оплачивается такой труд недешево. Но до следующего заказа может пройти несколько лет. В это время творчество прекращается и наступает время для обычного ремонта автомобилей.
Сегодня реставраторы в один голос говорят о возросшем интересе к советскому автомобилю.
- Популярны автомобили 30-40-х годов: ЗИС-101, ГАЗ-М1, ВОЛГА, ПОБЕДА-М20, ГАЗ-21, - говорит реставратор Александр ЗЯБЛИКОВ. Он уже воссоздал кабриолет «Победа», «Мерседес» 30-х годов, «Волгу-21» и др.
С нуля
Поводом для появления самодельного авто может послужить и фото из старой газеты.
Так,Александр Сериков с нуля собрал «Лаурин и Клемент» - внешне повторяющий чешский автомобиль 1905 года.
- Колеса для «Лаурина» были сделаны из электродов, рама - из уголков, капот - из жести, кресла - из фанеры и кожзаменителя, фары были сняты с мотоцикла, двигатель и задний мост - от «Москвича-400», - говорит он.
Сейчас Александр работает над новым авто - «Рено-40». Автомобиль царского гаража, выпущенный в начале прошлого века. На «Рено» ездил Николай II, а затем Ленин.
Мария ОРЛОВА
Для регистрация самодельная машина должна соответствовать «Новым техническим требованиям к самодельному автомобилю». Только после этого она имеет права обычного автомобиля.
Одни заказчики ставят отреставрированный автомобиль в гараж и возят только на выставки. Другие используют его как постоянное средство передвижения. Правда, ремонт такого авто трудоемок, дорог и может осуществляться только тем реставратором, который его создал.
Для регистрация самодельная машина должна соответствовать «Новым техническим требованиям к самодельному автомобилю». Только после этого она имеет права обычного автомобиля.
Одни заказчики ставят отреставрированный автомобиль в гараж и возят только на выставки. Другие используют его как постоянное средство передвижения. Правда, ремонт такого авто трудоемок, дорог и может осуществляться только тем реставратором, который его создал.