Автостарина мало кого оставляет равнодушным: «неровно дышат» к так называемым олдтаймерам звезды шоу-бизнеса, известные политики и бизнесмены.
В минувшем году президент Медведев лично возглавил автопробег старинных автомобилей, посвященный 100-летию первого пробега на приз императора Николая II.
С чего же началось увлечение старинными машинами у Якуба Гафаровича? Какую «струну» задевают эти «хромированные звери» в душе серьезного и сдержанного человека, солидного бизнесмена?
- Я мечтал об автомобиле с детства, но мои родители не могли позволить себе такую роскошь, - рассказывает мужчина. - С возрастом эта мечта осуществилась. И появилась новая увлеченность. Нахожу машины, разбираю «по косточкам», собираю заново - делаю так, чтобы они были как новенькие. По образованию я инженер-механик, так что многие работы делаю сам, хотя есть у меня и помощники.
- Почему коллекционируете именно ретро-автомобили, что за особая любовь к советскому автопрому?
- Наверное, ностальгическая дань времени…
Машины времени
Его отношение к автомобилям очень похоже на первую юношескую любовь. Помимо «Волги», «Форда» 1974 года выпуска и ЗИМа - М 12, Якуб Гафарович обладает еще одной автолегендой: ГАЗ-69 - командирский «газик» 1966 года выпуска. Он же «Козлик», он же «Радик», «Вазик», «Бобик», «Тузик» и даже «Шурик».
Советский легковой автомобиль повышенной проходимости был «хитом» своего времени: лесники и районные врачи, геодезисты и геологоразведчики, агрономы и ветеринары, милиционеры и пожарные по долгу службы имели «лимиты» на получение надежных советских «джипов».
Понятно, что простой гражданин о такой машине не смел и мечтать. Братья Стругацкие в своей известной книге «Понедельник начинается в субботу» писали: «…если уж покупать что-нибудь, так это ГАЗ-69, вездеход, но их, к сожалению, не продают».
Кстати, экспортироваться в другие страны этот автомобиль начал как армейский, и география экспорта за два десятилетия производства поражает - наш «козлик» бороздил дороги 56 стран мира!
Но настоящий бриллиант коллекции – редчайший культовый кабриолет «Победа» - ГАЗ М-20 1949 года выпуска, выходивший в таком кузове штучно. Эти машины предназначались для партийных вождей. Кстати, такой кабриолет есть у Леонида Ярмольника, и он им безумно гордится. Между прочим, известный ведущий отыскал его в Краснодарском крае, как, впрочем, и наш коллекционер.
Существует легенда, что конструкторы планировали назвать «Победу» «Родиной». Узнав об этом, Сталин иронически спросил: «Ну и почем у нас будет «Родина?» Название тут же изменили.
На то, чтобы подарить авто вторую жизнь, Абдураманову потребовалось два с половиной года:
- Когда я ее нашел, по сути был один кузов. Сейчас «Победа» полностью на ходу, и я даже время от времени выезжаю на ней в город. Планы? Нахожусь в стадии поиска немецких машин довоенных и военных лет.
На вопрос, готов ли коллекционер продать восстановленные антикварные машины, он отвечает категоричным «нет». И это понятно, ведь легендарные автомобили - не просто транспорт прошлого века, а памятники безвозвратно ушедшей эпохи. Раритетные «колеса» не стыдно оставить в наследство детям и внукам.