Сенсационная находка под Анапой: найдено святилище Деметры

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. «АиФ - Юг» 27/04/2011

Уникальность открытия еще и в том, что вся работа ученых строится на голом энтузиазме.

Жители Вестника и не догадывались, что живут в окружении древних «мифов». У многих даже сараи сложены из античных камней.

А над святилищем Деметры - это самая ценная находка историков - селяне регулярно сажали картошку, сломав о памятник не одну лопату.

- Прошлой осенью на окраине поселка во время строительства линии электропередач рабочие случайно наткнулись на остатки здания, значения которому сначала никто не предал, - рассказывает директор Фонда «Археология» Наталья Дадыкина. - Однако вскоре об этом узнали ученые, при первом же осмотре определили, что это не просто плиты.

Находка поразила даже самых маститых исследователей. Ведь, согласно прежним представлениям, этого храма здесь быть не должно. Считалось, древние греки селились только вдоль морского берега, а в степях оседали в основном варвары. Новое открытие заставило ученых взглянуть на историю под другим углом.

- Речь идет о достаточно крупном городе, который располагался почти в центре причерноморских степей, по внешнему виду и качеству архитектуры можно судить о его античном происхождении, это самая древняя находка на территории северного Причерноморья, - рассказывает начальник Восточно-Боспорской экспедиции института археологии РАН Николай Сударев.

- Поскольку найденный храм посвящен богине земледелия Деметре, возможно, местные жители выращивали здесь зерно, а затем отправляли на продажу.

Кто охраняет

Древнюю историю земли кубанской археологи в буквальном смысле собирают по крупицам. Сейчас здесь ведутся масштабные раскопки: под Анапу съехались ученые со всей России. Помимо сотрудников Южно-российского археологического центра, здесь работают три экспедиции геофизиков из Москвы, Санкт-Петербурга и Ростова, а также историки из Воронежа, волонтеры.

На наш вопрос о дальнейшей судьбе древнего города ученые пожимают плечами.

- На Западе места подобных раскопок охраняются на государственном уровне, их финансируют, включают в туристические маршруты, - говорит Николай Сударев. - У нас пока с этим проблема. Вечером ушли с раскопок, а наутро кто-то уже разрушил часть древней постройки. Поражает варварское отношение к истории!

Мы спросили у археологов, какую поддержку оказывает им государство в столь важном деле. И удивились. Подготовительные работы спонсировала частная компания. А со стороны власти единственное содействие оказало краевое управление по охране историко-культурных ценностей.

Да и то ведомство профинансировало только оформление всей необходимой документации, чтобы включить объект в реестр исторических памятников. Как заявили нам в чиновники, государство оплачивает только охрану памятников, дескать, археологи со своими лопатами в бюджетную смету никак не вписываются...