Примерное время чтения: 8 минут
5991

Святыня исчезнувшего народа. О чем молчат «половецкие бабы»?

Сюжет Кубановедение: нескучная история края

Недавно в дар Краснодарскому историко-археологическому музею-заповеднику имени Фелицына передали еще три половецкие скульптуры, найденные в станицах Выселковского района – Березанской, Бузиновской - и на хуторе Заря. Истории находок вполне типичны: так, тракторист Василий Брык из хутора Заря однажды распахивал землю и наткнулся на неизвестную каменную статую. Вытащил ее, да и поставил во дворе дома – не выкидывать же древность! Прошло несколько лет, и в гости к нему заехал местный краевед, который и опознал в предмете половецкую святыню. Тогда каменную бабу передали на хранение в библиотеку станицы Березанской, откуда она уехала в музей.

Половецких баб на Кубани всегда находили много, хотя казаки с ними не церемонились, и до наших времен статуй дошло в несколько раз меньше, чем их было во времена Древней Руси. О чем молчат каменные изваяния, «АиФ-Юг» расспросил старшего научного сотрудника отдела археологических фондов Краснодарского музея Юрия Зеленского.

Портретное сходство

Первым на Кубани собирать половецкие артефакты начал еще основатель музея Евгений Фелицын, живший во второй половине XIX века. Это было не так трудно сделать, ведь половцы чаще всего ставили статуи прямо на вершинах своих погребальных курганов – по одной-две, иногда даже по несколько штук (намного реже – располагали под курганами, откуда их надо было выкапывать). Однако монументы попадались «разного калибра» - от совсем небольших до двухметровых. Даже сейчас, если постоять возле этих каменных великанов, собранных в хранилище музея, можно ощутить величие древнего народа.

Половецкие бабы
Половецкие бабы из музейной коллекции. Фото: пресс-служба Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника имени Фелицына

Но что могут рассказать каменные статуи, учитывая, что письменности у половцев не было?

«Во-первых, благодаря им, ученые смогли понять, как выглядели представители древнего народа. Не все, но часть монументов имеют явные черты портретного сходства, по ним даже реконструировали лица, - поясняет Юрий Зеленский. – Во-вторых, мы получили представления об одежде и быте половцев. Были воссозданы костюмы и украшения, которые оказались схожи с теми, что позднее находили в курганах.

Но самое главное – по местам находок каменных баб можно изучить историческую географию перемещения половцев на Кубани. Известно, что эти монументы кочевники ставили не везде, а только в местах долгого пребывания».

Половцы пришли из Южной Сибири: начиная с VII века, их начали оттуда вытеснять соседние народы - сначала китайцы и уйгуры, затем монголоязычные племена. И пришлось кипчакам идти на запад - в Среднюю Азию, Казахстан, Поволжье. До кубанских степей, в то время пустующих, добрались в XII веке. Но пожили здесь недолго: уже в XIII веке начинаются монгольские походы, и очень скоро от кипчаков как от народа не останется и следа.

Приносили человеческие жертвы?

Для чего служили каменные бабы и почему так назывались, ученые выясняли с помощью всевозможных письменных источников. Не только из русских летописей (например, Ипатьевская летопись сообщает о первом появлении кипчаков у границ Переяславского княжества в 1055 году), но и из записок иностранных путешественников.

Так, в XIII веке монах Гийом де Рубрук ехал по кубанским землям с посольством к монгольскому хану, а по дороге делал отметки об увиденном. Упомянул и об обычае половцев ставить над курганом с умершим каменную статую, она была всегда в одной и той же позе - руки сложены на животе, как бы держат чашу для жертвоприношения.

Название «баба», конечно же, не имеет никакого отношения к синониму слова «женщина», хотя женских скульптур исследователи действительно нашли больше, чем мужских. Ученые скорее относят его к тюркскому языку, на котором «балбал» означало «предок».

И все же самое колоритное упоминание о половецких бабах оставил классик персидской поэзии, один из крупнейших поэтов средневекового Востока Низами Гянджеви, чья жена была половчанка, а потому об обычаях кипчаков он знал непонаслышке:

«Всадник медлит пред ним и, коня придержав,
Он стрелу, наклоняясь, вонзает меж трав.
Знает каждый пастух, прогоняющий стадо,
Что оставить овцу перед идолом надо».

Упоминает Низами и о человеческих жертвоприношениях кипчаков. Однако Юрий Зеленский уточняет: на Кубани доказательств им не нашли, а за другие территории, где жили половцы, ручаться не может.

«Младший брат» русских князей

Половцы пришли на смену опаснейшим врагам русичей печенегам, которых князьям удалось-таки одолеть. Они то и дело совершали успешные набеги на русские селенья, а сами оставались непобедимыми, поскольку, осваивая новые земли, нигде подолгу не задерживались и оказывались неуловимы для княжеских дружин. Именно о половцах идет речь в знаменитом памятнике письменности «Слово о полку Игореве».

Серьезное поражение кочевникам впервые нанес Владимир Мономах, который в 1103 году вместе со Святополком Изяславичем разгромил их на реке Сутени.

Постепенно ситуция меняется, и русские князья действуют против врагов уже не только мечом, но и дипломатией, заключая политические союзы, и даже женятся для этого на половчанках. В конце XII века они начинают использовать кипчаков в качестве наемников в собственных междуусобицах. Но кочевников на Руси все равно не воспринимали как равных себе, ведь они так и остались язычниками. Ученые отмечают тот факт, что своих сестер за половцев князья замуж никогда не отдавали, а половецких жен немедленно крестили в православие.

Конец привольной жизни половцев положили их заклятые враги - монголы. По словам Юрия Зеленского, золотая Орда преследовала кипчаков везде, где только могла это сделать. Возможно, разгадка такой неприязни к родственному народу лежит в конкуренции за лучшие пастбища, ведь монголы тоже были кочевниками.

Принадлежность скульптуры к мужскому или женскому портрету определяется не просто, по некоторым характерным деталям костюма. Фото: пресс-служба Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника имени Фелицына

Так или нет, но половцы в очередной раз вынуждены были мигрировать. Часть из них ушла в Европу и была тепло принята венграми (за что венгерский король подвергся разрушительному походу монголов), часть ушла к грузинам, часть перешла на служение в Золотую Орду в качестве наемников. Спустя время народ как таковой перестал существовать.

«Но половцы внесли свой вклад в формирование этноса крымских и казанских татар», - резюмирует Юрий Зеленский.

Камень в дело

Кипчаки ушли, но каменные бабы их остались. Интересно, что русичи относились к статуям совершенно спокойно - не испытывали к ним страха, не создавали суеверий, но и не ломали фигуры. В летописях о скульптурах тоже нет ни слова.

«Проблемы» у изваяний начались во время массового заселения кубанских земель, когда новые поселенцы стали воровать баб для своих нужд.

«Помещикам, например, нравилось устанавливать их в саду своей усадьбы, чтобы диковинка радовала глаз, - говорит Юрий Зеленский. - Те, кто не был ценителем искусства, использовали скульптуры как материал для фундамента домов, ведь камень здесь был редким, не так легко его было достать. Крестьяне ставили бабы во дворах, красили их в другой цвет, украшали и считали, что они приносят счастье».

Юрий Викторович вспоминает, как сотрудники музея вели раскопки в станице Прочноокопской и случайно обратили внимание на забор стоящего рядом дома - одним из звеньев забора служила половецкая баба. Был случай, что жительница Кубани установила найденное изваяние в качестве надгробия на могилу мужа.

Но самое лучшее место для этих древних памятников истории, конечно, в музее.

Оцените материал
Оставить комментарий (7)

Также вам может быть интересно


Опрос

Где планируете провести отпуск или выходные?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах