Примерное время чтения: 8 минут
95

Ближе к людям. Союзу журналистов Кубани исполнилось 65 лет

В СМИ сегодня, как и в других сферах, наблюдается кадровый голод.
В СМИ сегодня, как и в других сферах, наблюдается кадровый голод. / Андрей Трофимов / АиФ

5 мая отмечается День кубанской журналистики, а в апреле текущего года исполнилось 65 лет со дня основания Союза журналистов Кубани. В связи с этими событиями мы взяли интервью у председателя Союза Дианы Горбань, поговорили о роли журналистского сообщества в современном обществе, об успехах и достижениях общественной организации и ее планах.

Как привлечь молодежь?

Татьяна Захарова, «Аиф-Юг»: Диана Александровна, какие, на ваш взгляд, проблемы и вызовы стоят перед журналистами Краснодарского края сегодня?

Диана Горбань: Время меняется, и журналистика в том числе. Сегодня журналисты работают в высококонкурентной среде. Появились блогеры, социальные сети отвоевали себе часть инфополя. Журналисты перестали быть «богами», как это было раньше, в эпоху традиционных СМИ, когда только газеты и телевидение контролировали информационное пространство. Сейчас любой человек может опубликовать пост в социальных сетях, который способен стать новостью.

Но, с другой стороны, конкурентная среда мотивирует, заставляет журналистов создавать более интересные материалы, искать новые формы подачи информации. Наша профессия претерпевает определенную трансформацию.

Одной из главных проблем, с которыми столкнулись традиционные СМИ, является кадровый голод. Во-первых, в настоящее время су­ще­ству­ет довольно много различных медиа. Во-вторых, наша профессия не отличается высокой конкуренцией по зарплатам. Заработок спе­циа­лис­тов по связям с общественностью, пиарщиков, SMM-менеджеров в большинстве случаев выше, чем у журналистов. Ежегодно журфак вы­пус­кает достаточно много молодых спе­циа­лис­тов, однако они предпочитают выбрать карьеру в сфере пиара или маркетинга.

В 70-80-е годы в газетах работали спе­циа­лис­ты самых разных профессий. Например, в редакции, где я работаю, тему сельского хозяйства освещает журналист, который по профессии агроном, но он пришел к нам в 80-х. Сейчас же в журналистику редко приходят люди с непрофильным образованием.

досье
Диана Александровна Горбань – заслуженный журналист Кубани, председатель Союза журналистов Краснодарского края, главный редактор газеты Красноармейского района «Голос Правды».

Проблема нехватки квалифицированных кадров в СМИ характерна не только для нашего региона, но и для всей страны в целом. Особенно остро она ощущается в муниципальных и городских изданиях, хотя присутствует и в краевых медиа.

Как привлечь молодежь в профессию? Например, крае­во­й департамент информационной политики организовывает встречи крупных СМИ региона со студентами профильных факультетов. Представители медиа презентуют свои компании. Считаю, это хороший шаг для привлечения внимания к профессии, однако без повышения уровня заработных плат не обойтись.

А еще не обойтись без работы со школьниками. Есть пример в Северском районе, когда газета решила проблему кадров именно за счет юнкоров. В крае проводятся юнкоровские конкурсы, есть также юнкоровские смены. Сегодня практически в каждой школе есть собственные газеты, радиостанции, а иногда и телевизионные студии.

Почему нужны «районки»?

– Как сейчас развиваются районные газеты? Одно время говорили, что они исчезнут, их хоте­ли закрывать, но они живут. Насколько важна человеку «районка»?

– Несмотря на пессимистические прог­но­зы, печатные СМИ продолжают существовать, включая региональные и районные издания. Более того, у районных газет есть свои преимущества. Прежде всего, они находятся ближе к людям, в отличие от любых других СМИ. Только «районка» пишет о людях, которые живут рядом с читателем. Думаю, что благодаря своей связи с людьми районные газеты всегда будут оставаться актуальными и востребованными, важно лишь поддерживать эту связь.

Районные СМИ сегодня – это не только печатные издания, но и активно развивающиеся онлайн-платформы и сообщества в социальных сетях. Жители района обращаются к ним за оперативной информацией, задают вопросы и об­суж­дают проблемы. Сами газеты сменили новостной формат на аналитический, стали уделять больше внимания разъясняющим материалам и очеркам. Информационную повестку теперь держат сайты и соцсети.

Раньше в газетах существовали отделы писем, с развитием интернета необходимость в них отпала. Сегодня люди предпочитают общаться с редакциями через соцсети, электронную почту или специальные чаты.

Но ничего не заменит живой дискуссии с журналистом. Читатели звонят, приходят в редакцию со своими труднос­тями. В этом отношении районные газеты имеют преимущество, поскольку они ближе к местным жителям и могут оперативно реагировать на возникающие проблемы.

Чем помочь коллегам?

– Союзу журналистов Кубани исполнилось 65 лет. Какую роль он играет в защите прав и интересов журналистов?

– В 1959 году, когда по всей стране создавались региональные отделения общественных организаций, было основано и краснодарское отделение Союза журналистов. Первыми членами стали 9 человек, а председателем был избран Дементий Красюк из «Советской Кубани». Уже на первом собрании, которое состоялось 15 апреля 1959 года, было объявлено о главной задаче организации – повышении профессионального уровня журналистов и защите их прав. И с тех пор Союз журналистов Краснодарского края следует этим принципам.

Стремимся оказать поддерж­ку каждому, кто оказался в сложной ситуации, стараемся найти выход из любой проблемы. Много помогаем материально. Если человек болен, одинок или попал в беду, мы его не оставим.

Когда во время пандемии появилась возможность получить субсидии, хотя СМИ не были включены в список организаций, которым они полагались, Союз журналистов обратился к губернатору, и наша просьба была услышана. В результате СМИ смогли воспользоваться этой мерой поддержки в сложный период.

Сегодня Союз журналис­тов – это творческая площадка, объединяющая не только своих членов, но и всех желающих. Наши конкурсы, история которых насчитывает более полувека, включают в себя такие номинации, как «Золотой фотообъектив», «Золотой микрофон» и «Золотой телеобъектив». Всего представлено четыре крупных направления. Номинация «Золотое перо» теперь присуждается не только авторам печатных изданий, но и представителям интернет-СМИ. Наши конкурсы дают возможность творческой самореализации и возможность показать себя, быть услышанным.

В состав жюри входят признанные эксперты в своей отрасли, которые оценивают работы максимально объективно. Конкурс тоже идет в ногу со временем. В этом году будем об­суж­дать возможность введения новой номинации для телевизионщиков. Ведь часто за успешным репортажем или авторской программой стоит талантливый режиссер. Рассматриваем также возможность конкурса проектов СМИ.

Кстати, мы были приятно удивлены, увидев большое число заявок на конкурс-премию имени Бориса Максудова. По обновленным данным, поступило 499 заявок из 59 регионов страны.

В проведении наших конкурсов помогает Департамент информационной политики края, а теперь у журналистов появился красивый Домжур.

– Ветеранам журналистики также оказывается помощь через ваш Союз?

– Очень ценим наших ветеранов и стараемся оказывать им поддержку во всех возможных сферах. Материальная помощь и содействие в получении медицинской помощи – это лишь часть того, что мы делаем. Также организуем обширную культурную программу, включая бесплатные кинопоказы, которые проводятся каждый понедельник в сотрудничестве с «Кубанькино». У нас есть специальный чат, где публикуем информацию о предстоящих культурно-массовых событиях. Это важно, поскольку журналисты привыкли находиться в цент­ре событий. Многие наши ветераны находят вдохновение и жизненную энергию, посещая такие мероприятия.

Стараемся оказывать всю возможную практическую поддержку, будь то помощь в покупке лекарств, разбор документов или любая другая проблема. Ветераны видят в Союзе свою последнюю инстанцию, зная, что мы сделаем все возможное, чтобы поддержать их.

Кроме того, благодаря поддержке депутатов городской Думы Краснодара ежегодно организовываем несколько оздоровительных поездок по территории Кубани. Ветераны побывали в Анапе, Горячем Ключе, на горячих источниках и т.д.

Сейчас формируем фонд поддержки журналистов, что позволит нам оказывать материальную помощь еще большему числу людей. Отмечу еще, что мы организовали для ветеранов журналистики бесплатную подписку на районные и краевые печатные издания.

– Оказываете ли юридическую поддержку?

– В районных СМИ не только не хватает кор­рес­пон­ден­тов, у них нет и юристов. Сегодня, когда законодательство постоянно меняется, важно быть в курсе нововведений. Поэтому весь прошлый год мы посвятили работе с «районками» по вопросам рекламы. Сначала организовывали семинары для представителей всех СМИ, а потом предложили районкам групповые тренинги, которые в последующем переросли в круг­лосуточное консультационное сопровождение. Создали группу в Telegram, где в режиме реального времени медиаэксперт отвечает менеджерам и ответсекам по вопросам рекламы. В конце мая планируем провести семинар для всех на другую тему – «Правовые вопросы в работе СМИ». Пригласим опытного спикера, имеющего большую практику в судебных процессах. Будем об­суж­дать вопросы, связанные с защитой авторских прав, маркировкой рекламы, пуб­ликацией фото­изображений, защитой чести и достоинства, а также работой с опровержениями. Эти темы актуальны и беспокоят журналистов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

А вы часто бываете в театре?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах