На территории Краснодарского края проживает сейчас около 150 национальностей. Больше всего по численности - русское население, а второе место занимают армяне. О том, как и когда они впервые поселились на Кубани, нам рассказал этнограф Виталий Штыбин.
Из Армянского царства - в Черкессию
«Чтобы рассказать, как армяне пришли на Кубань, давайте заглянем в ранее средневековье, говорит Виталий. - Где-то в восьмом веке нашей эры Армянское царство столкнулось с серьезной внешней угрозой, потерпело поражение от арабского халифата.
Жители вынуждены были спасаться бегством и переезжать на постоянное место жительство на территории Византии, тогда еще свободные от арабов. Там они построили новые армянские государства, которые просуществовали около 300 лет. В 11 веке на бывших армянских землях обосновались турки-сельджуки, и армяне вновь вынуждены были мигрировать – кто-то переселился в Грузию, кто-то в Крым. Большая часть потока старалась остаться на территориях малой Азии и Киликии. В центре армянских земель турки-сельджуки образовали султанат и начали ущемлять армянское население. Этот процесс продолжался до падения Византии. И вновь армянское население подверглось гонениям. В дальнейшем, с приходом монголов, все только усложнилось.
Какая-то часть населения попала на Кавказ, где вместе с генуэзцами и греками образовала государство Феодора, которое находилось между степным Крымом и Генуэзскими колониями. Казалось бы, жизнь удалась, представители армянского народа активно занимались торговлей. Однако, покой им только снился. В 1475 году османы пришли в Крым, захватили Генуэские колонии. А через несколько лет османы прошли по территории Чекессии и подчинили себе этот регион. Армянское и греческое население вынуждено было снова спасаться бегством из Крыма, по большей части - в Польшу и Молдавское царство. Но те, кто вел активную торговлю с Черкессией предпочли переселиться на Северный Кавказ к черкесам. В то время черкесы были в большинстве своем язычниками, но многие исповедовали христианство и очень спокойно относились к переселенцам-армянам».
Переняли обычаи
Чекркесы их называли «ермэль». Армяне полностью ассимилировались среди черкесов - выучили их язык, обычаи, но при этом сумели сохранить свои христианские ритуалы и обряды.
У них в домах висели иконы, которые они приобретали у грузин. Кроме того, путешественники, побывавшие в средневековой Черкессии, отмечают, что армяне, которых позже стали называть черкесогаями, часто присутствовали и на черкесских обрядах, которые проходили в священных рощах. Кстати, и позже в этих намоленных местах представители разных народов проводили обряды и языческие, и христианские, и мусульманские.
Надо сказать, что черкесы были отличными воинами. И торговлю считали для себя делом не совсем достойным. Армяне же всю жизнь занимались этим делом и с удовольствием взяли на себя посредничество в торговле, в том числе, экспорт той продукции, которая проходила через территорию Черкессии.
Естественно, они быстро разбогатели. Черкесские князья считались с армянской диаспорой. Бывало, что они отдавали своих сыновей черкесогаям на аталычество. Это черкесский обряд, когда мальчика из знатной семьи отдают на воспитание другой уважаемой семье. Считалось, что родители могли избаловать ребенка. А настоящий мужчина должен был расти в строгости.
Армяне поселенцы расселились в разных аулах.
Разделяй и властвуй
«В 1779 году, за пару лет полного присоединения Крыма к России, на Дон были переселены армяне из Крымского ханства, - продолжает этнограф. - Там они образовали Нахичевань-на-Дону. Тогда же появились первые попытки вычленить армян из среды черкесов, и тоже переселить их на Дон. Армянский епископ Иосиф Аргутинский при помощи графа Потемкина начал устанавливать связь с черкесогаями, чтобы обсудить переселение. Зачем это было нужно? Видимо, действовали по принципу «Разделяй и властвуй».
По словам Виталия Штыбина, черкосагаи вроде даже согласились и прислали свою делегацию в Нахичевань-на Дону. Однако, якобы, сами нахичеванцы отказались с ними жить. В общем, не случилось. Между тем, шла Кавказская война, Российская империя воевала за присоединение черноморских земель. И чтобы подкосить экономику черкесов царская власть пыталась ограничить торговлю казаков с черкесами и черкесогаями.
Но те, кто был сторонником мирного соглашения с горцами, писали, что это практически невозможно. Стороны встречались недалеко от Усть-Лабинска и вели торговлю между собой.
Дошло до того, что черкесогаи брали бумаги у черкесских князей, что являются их крепостными, соответственно действуют от их имени. Что позволило продолжить торговлю.
«Понаехов» не любили
Со временем обстановка становилась все тяжелее, торговать было сложнее, да и безопасность никто не гарантировал. Черкесогаи вели переговоры с российской империей. Опять появился проект о выселении черкесогаев и поселении их на территории России.
Министром внутренних дел было направлено прошение императору: чтобы заинтересовать черкесогаев к переселению, предлагалось переселенцев освобождать от воинской службы, предоставлять места для поселения и строительства домов и определенные льготы. На какое-то время они даже освобождались от налогов.
Примерно в четыре этапа происходило выселение армян из Черкессии. В конце 1830-х - начале 1840-х их поселения появились на территории Кубанской области, расселялись они в городах и станицах не только Кубани, но и Астраханской губернии. Позже, в 1870-е годы их группы обосновались практически во всех крупных поселениях Кубани.
Тем не менее, основная часть черкесогаев была переселена в конце тридцатых годов. Именно тогда русскими генералами было принято решение егерукаевских армян переселить на Лабинскую линию. Около 250 семей поселили на реке Уруп. Дальше надо было их поселить на реке Кубань напротив укрепления Прочный окоп, в том месте, где сейчас находится город Армавир. Черкесогаев обеспечивали материалами и инструментами, чтобы они могли строить дома. Теперь они попадали под законы Российской империи.
Основатели «понаехов» не любили, и поначалу не хотели принимать. Но это, конечно, никого не остановило.
«В новом поселении черкесогаи продолжали жить по тому же принципу, что и в аулах, поначалу соблюдали все традиции, к которым привыкли, - продолжает Виталий Штыбин. - Они старались держаться вместе - выходцы из одного аула селились на одном квартале. Новое поселение называлось армянским аулом, позже его переименовали в Армавир в честь древней армянской столицы, существовавшей в 4-2 веке до н.э. Тогда же, там появилась армянская церковь. Российская армянская община содействовала переселенцам - их переучивали правильным ритуалам, учили армянскому языку. Где-то в течение полувека они полностью освоили классические армянские традиции и обряды. В последующие годы Армавир развивался большими темпами, особенно тогда, когда была проложена железная дорога. Со временем, черкесогайское общество в городе стало занимать меньшинство, а потом и подавляющее меньшинство. Основатели «понаехов» не любили, и поначалу не хотели принимать. Но это, конечно, никого не остановило».