В первомайские праздники в порту «Кавказ» легковушки ждали переправы через пролив по 18 часов, а фуры - по трое суток. Очереди росли с каждым днем: если в конце апреля пробка была длиной в километр, то к началу мая – пять. Пуск через Керченский пролив нового парома «Николай Аксененко» не улучшил ситуацию. А впереди – сезон летних отпусков.
Что происходит на переправе, как организован быт застрявших в транспортной пробке людей изучила на месте корреспондент «АиФ-Юг» Алина Менькова.
По дороге в порт
У автобуса с маршрутом «Краснодар – порт «Кавказ» собираются люди: уставшие, невыспавшиеся, с неподъемными сумками. Кто-то спешит в кассы купить билет за 10 минут до отправления автобуса. Пенсионерка Валентина Баранова заходит в автобус первой, она возвращается в родную Феодосию. В Краснодар она приезжала на могилу мамы.
«Говорят о пробках по телевизору, – рассказывает Валентина. – Наверно, они нас ждут по пути, потому что, когда я сюда ехала, дорога была пустой. Обидно, если фуры будут там стоять. Они ведь нам еду и медикаменты везут. С лекарствами у нас напряженка в Феодосии. У нас один мужчина сильно заболел, его отправили в Севастополь на лечение, там у них уже все налажено…»
Валентина рассказывает, что рада тому, что дорога стала занимать меньше времени.
«Экономим 2 часа, потому что теперь нет никакого таможенного контроля, долгого стояния на ветру у парома, сумки не надо тащить туда-сюда. Паспорта проверяют только в автобусе».
Наконец автобус отправляется. Многие пассажиры едут стоя. Через два часа автобус становится полупустым. Люди выходят раньше пункта назначения – в Темрюке, Славянске. До порта автобус «Кавказ» будет идти еще два с половиной часа.
В середине пути полицейский проверяет паспорта. У многих еще остались украинские – обменять не успели. Причина одна – длинные очереди в паспортный стол.
«Я вот еще с украинским паспортом. В Краснодар как раз приехала за своим свидетельством о рождении, оно необходимо для смены паспорта», – говорит одна пассажирка.
На очередной остановке вот уже в 4-й раз в автобус поднимается кассир:
«Предъявите билетики, пожалуйста, пассажиры!»
Нет машины – нет проблем
Дорога совершенно пуста, едем быстро и легко.
«Наверно, врут СМИ – вот смотрите, нет никаких пробок!», - говорят мне пассажиры.
Но, подъезжая к поселку Ильич, впереди видим огромную колонну плотно стоящих друг к другу легковых и грузовых машин.
«Сейчас по встречной полосе поедем. Рейсовым автобусам это разрешают, мы в пробках не стоим», – предупреждает водитель.
Мы едем медленно, рассматривая пробку из окна. Уставшие люди нервно бродят вдоль оставленных машин. Мужчины кричат, женщины держат на руках плачущих малышей, дети постарше бегают вдоль обочины.
Пробка тянется и тянется. Повсюду крики, плач, и протяжные сигналы клаксона.
«Ну, езжай, давай! Что стоишь!» – кричит водитель впереди стоящей машине.
Но она не едет. Кажется, водитель в ней уже ничего не слышит. Утомленные долгой дорогой, люди просто засыпают за рулем от усталости.
«Приходится спать урывками, это невозможно – нервы на пределе. Только уснул, тебе сигналит машина сзади. Хочется скорей уже оказаться по ту сторону», – говорят водители.
Некоторые, нетерпеливые, пытаются пролезть вперед, без очереди.
«Да вчера таких наглецов просто били, грозили им перевернуть автомобили. Мы с дочерью вообще встали поперек и не пускали их. Да, приходится так действовать. А знаете почему? Потому что никакой управы нет на этих людей – так, «полтора казака» стоят и молчат», - говорит директор одной из московских туристических фирм Александр Головачев, который специально поехал в Крым, чтобы посмотреть, что происходит на переправе.
Наш рейсовый автобус доезжает до территории порта «Кавказ» и останавливается. Люди выходят.
«Ой-ей-ей! – сокрушается водитель и смотрит на спидометр, – пробка длиной в 4,5 километра. Вчера была меньше – только 3. А что будет, когда начнется лето – страшно подумать. Некоторые водители психуют, свои машины бросают и переправляются без них».
Водитель раздает багаж пассажирам, и они идут к парому. Паром отправляется через каждые полчаса.
Я замечаю полицейскую машину. К ней спешат два водителя из стоящих неподалеку легковушек.
«Что там с пробкой?»
«Технический паспорт оставляйте и езжайте», – говорят полицейские.
Я вопросительно смотрю на водителя, он поясняет:
«Пассажиры просят пропустить их вперед, встречают кого-то с парома. Но их пропустят только в случае, если они оставят технический паспорт. Без него на паром их не примут».
Беда - еда, вода и туалеты…
Наконец, подъезжаем к пункту назначения – к парому «Кавказ». Пробка не заканчивается и там. Граница здесь больше не проходит, поэтому на переправе нет никакого таможенного контроля, никаких пограничников. Хотя люди утверждают, что именно они раньше следили за порядком на дороге – и благодаря им, никто не нарушал правила и не лез вперед.
Пассажиры переживают не только из-за пробок: многие покупающие билеты не получают положенных льгот.
«А как же льготы, я же ветеран Афганистана!» – требовательно говорит мужчина в длинной очереди в кассе вокзала.
«Какие льготы – не было у нас никаких льгот. 162 рубля стоит билет на паром», – строго отвечает кассир.
Я пытаюсь вмешаться, но мужчина просит убрать фотоаппарат и не писать об этом.
На улице снова сигналят машины. У мурманчанки Ларисы Башлай в машине дочь-инвалид, но ее никто не пропустил вперед.
«Мы стоим 18 часов – со вчерашнего вечера, а сейчас уже час дня. У нас только что полицейские спрашивали, почему мы не проехали вперед, но откуда мы знали? Вот уже на втором пароме и приедем», – взволнованно рассказывает женщина.
«Многие говорят, что напишут об этом безобразии на сайт Путину. Постоянно кто-то лезет вперед – то якобы по разрешению, то по распоряжению. В следующий раз полетим самолетом. Уж, верим, с самолетами все хорошо будет», - говорит Лариса.
В округе нет ни одного кафе, только закусочные и ларьки.
«Заставляете бедных людей стоять – хоть инфраструктуру сделайте! У нас еда в машине, издалека-то едем. Ну, а другие чем питаются? Биотуалетов всего два, и то в них зайти страшно – грязь, вонь. Мусорок нет. Мусор люди прямо она обочину кидают. Куда смотрит начальник порта?» - возмущается моя собеседница.
Поговорить с начальником порта мне не удается – его нет на месте.
Из пробки на стоянку
В очереди терпеливо стоят и фуры. Около них нервно курят водители. Они в пробке уже третьи сутки. Очередь медленно, но идет. Вместе с 25-ю легковушками одновременно проходит только 2 грузовика.
«Но мы-то не отдыхать едем, мы продукты везем – люди без еды долго все равно не смогут. Молочная продукция имеет свой срок. Вот и подумайте, какие мы продукты туда привезем?» – возмущенно спрашивает водитель фуры Михаил Черенков.
«Кто-то все-таки едет с Ростовской стороны, через территорию Украины», – говорит водитель Генл Закарян. Он третьи сутки ждет переправы.
«Мой знакомый поехал – теперь в больнице лежит. Машину сожгли, а его избили. Но сейчас там уже не пускают мужчин от 16 до 60 лет», – отвечает Михаил.
Водители признаются, что полицейские откровенно предлагают им пролезть вне очереди за 5 тысяч рублей.
Правоохранители регулирую пробку: некоторые машины из общей колонны они просят встать на автомобильную стоянку.
«За стоянку дерут 10 рублей час. За сутки уже 240 рублей. Душ тут платный тоже – 150 рублей, хотя везде входит в стоимость стоянки», – негодуют водители фур.
Генлу Закаряну повезло – у него свой бачок с водой на фуре.
«Там я руки мою и моюсь ночью. Бриться все равно нечем – я таким заросшим никогда не был. А цены – кошмар! Сигареты по 100 рублей, вода обычная – 40 рублей бутылка, а хлеб вообще негде купить. Где условия, про которые говорили по телевизору? Нет их», - вздыхает Генл. - «Скорее бы уже грузовой паром пришел. Говорят, он уже в Новороссийске на оформлении, там заключаются договора».
Водители говорят, что этих паромов хоть и три, но ни один из них не выдерживает веса грузовых машин. Дно парома прогибается, а массивный бампер цепляется за пол.
«Ну, короче в понедельник у меня был день погрузки. Сегодня вторник. Вот и считайте – кто нам штрафы оплатит?» – продолжает Генл.
Время идет – вот уже подошел очередной паром «Николай Аксененко». Люди снова спешат и толкаются, боясь, что им не хватит места.
«Москва не сразу строилась»
Проблему пробок решило бы строительство моста через Керченский пролив. Разговоры о его строительстве начались еще в 2007 году, когда, будучи премьер-министром Украины, Виктор Янукович активно продвигал идею возведения моста. В этом году председатель правительства России Дмитрий Медведев официально дал ход проекту. К 1 ноября уже должны быть готовы документы, по которым и начнут возводить транспортный коридор.
«Надеемся, что когда будет мост, все наладится!» – говорят водители.
«Ага, только строить его будут года три! А что будет с очередями? Летом тут будет кошмар!» – отвечают на это недовольные люди и поднимаются на борт парома.
«Но это все пройдет. Зато мы теперь – Россия! – гордо говорит Надежда Николаева, – знаете, как приятно, что все теперь у нас в Керчи на русском языке – газеты, телевидение. Трудно было особенно с инструкциями к лекарствам – у нас там все люди говорят и пишут на русском, а они были на украинском. Прочесть невозможно! Ну, а теперь все на русском. Банки, правда, не работают – но это тоже временно. Радость от того, что мы теперь Россия, сильнее всех этих мелочей».
Недалеко от фуры погрузки на паром ждет Андрей Шагаев. Молодой мужчина тоже не теряет оптимизма:
«Ну, вот уже и паром подошел. Ну, постояли – что тут страшного. Москва не сразу строилась. Все со временем придет в норму. Вот грузовой паром пустят. И мост построят. Подождем три года, и все будет».