Меркурию Владимировичу уже за 80, но он крепок и духом, и телом. Военная закалка и боевой характер (Шепелев - капитан второго ранга) дают о себе знать. О старшем брате он вспоминает часто.
Рвался на фронт, чтобы… погибнуть
- Он рвался на фронт, но смог попасть на поле боя только в 1944 году. Несмотря на то, что наши солдаты уже гнали фашистов, уже было понятно, что мы выиграли эту войну, брат все равно стремился защитить родину, внести свой вклад в эту победу. И пожертвовал жизнью…
Весной 44-го брату Меркурия Владимировича, Евгению Шепелеву, пришла повестка. Покинув родное село Архиповское Белореченского района, парень уехал в Ставрополь, где попал в казачью полковую школу. Трехмесячные курсы он окончил с отличием, но его оставили в тылу - инструктором в этой же школе. Однако вскоре юноша вместе с приятелем сбежал на фронт.
На передовой сержант Шепелев был помощником командира взвода 223-го стрелкового полка 63-й стрелковой дивизии. 30 августа того же года Евгений был тяжело ранен. Находясь в полевом госпитале, он успел написать матери письмо, пообещав, что выживет и вернется домой. Весточка дошла, но солдат к тому времени уже был предан земле.
В Румынию на поиски
Родственники долгие годы не знали, где похоронен Евгений. В известии о смерти кратко написали: «Румыния, город Бакэу».
- Как-то мать подозвала меня к себе и сказала: «Сынок, если когда-нибудь у тебя будет возможность, разыщи могилу Жени», - рассказывает Меркурий Владимирович. - После войны мы пережили тяжелое время, голодное. Потом я окончил училище в Ленинграде, служил в рядах Военно-морского флота на Камчатке, Каспийске, Урале. В начале 80-х ушел в запас и вернулся на Кубань. Здесь тоже много работал. И только в 2010 году наконец понял: откладывать просьбу матери больше нельзя. Начал поиски. Обратился в военкомат в Белореченске, там ответили, что брат похоронен в румынском городе Бакэу, за оградой с западной стороны школы профессора Елены Кончиковой.
Меркурий Владимирович отправился в Румынию, провел там неделю, но результативной поездку назвать сложно. Без переводчика в чужой стране найти могилу было трудно. Более того, школы имени Елены Кончиковой в городе уже не было. Вероятно, снесли после войны. Краснодарец нашел кладбище с захоронениями времен двух мировых войн. Там была братская могила и несколько отдельных. Но имени брата Шепелева не оказалось…
Меркурий Владимирович вернулся домой ни с чем.
Школу профессора Кончиковой не снесли, а переименовали
- Мысль, что дело жизни выполнено не до конца, терзала меня. Но мне повезло. В газете «Аргументы и факты» прочитал статью о человеке, который уже много лет занимается поиском родственников воинов, похороненных на Поле Славы в Нидерландах. Материал разбередил мне душу, и я решил написать письмо в редакцию, - говорит пенсионер.
Больше полугода краснодарец ждал ответа. И дождался! Наши коллеги из редакции «АиФ. Европа» выяснили, что лицей и улица в Бакэу были переименованы. Оказалось, что школа существует, а вот сведений о каких-либо захоронениях около нее в румынских архивах не было. В Посольстве РФ в Румынии журналистам ответили, что Евгений Шепелев действительно похоронен в этом городе. Вот только имя его не значилось ни на одном надгробии. Вероятно, он покоится в братской могиле.
Посольство РФ в Румынии официально ответило нашим коллегам, что имя сержанта Шепелева Евгения Владимировича и еще 332 советских воинов будет возвращено из небытия. Имена погибших в Бакэу и окрестностях будут увековечены на мемориальных гранитных плитах.
- Это известие стало для меня одновременно и долгожданным, и неожиданным! Оно меня и шокировало, и приятно удивило. Признаюсь, даже не смог сдержать слез. Такое чувство, будто брат живой! - делится краснодарец.
Сейчас Меркурий Владимирович живет в ожидании. В скором времени он вновь отправится в Румынию, чтобы возложить цветы на мемориал и поклониться всем тем, кто отдал свою жизнь ради нас.