Войсковая столица - Екатеринодар - начала свою историю со строительства «наиболее значимых в общественном отношении сооружений» - церквей. Потому что успех такого великого дела - освоения новой земли в первую очередь зависел от помощи Божьей. Не до дорцов тогда было и не до ЖКХ.
«Привлекательная городская среда»
Под жительство складывали длинные приземистые хаты, разделявшиеся с одной стороны на «хатыну» и «горницу», с другой - через сенцы - кухню, чаще у богатых. Многие казаки рыли землянки, и «даже самого кошевого атамана первым дворцом была землянка в нынешнем городском саду».
Вообще же одно из первых свидетельств, относящихся к тому, что мы сегодня называем «привлекательной городской средой», относится к 1816 году. Вышло постановление губернатора таврического со сводом правил, в которых говорилось: «Запрещается улицы громоздить и на них что-либо складывать, разве при случае постройки домов, и то временно; все находящееся на улицах в кучах или разбросанное прибрать, дабы они чисты были; улицы планировать, дабы ям или бугров не было, и до самых домов; неопрятства никакого на улицах не терпеть…»
К 1845-му Екатеринодар разросся в длину и ширину, но, как говорится, было много еще, к чему стремиться. И неспроста самая большая и главная улица - Красная была вымощена деревянным тротуаром. В распутицу грязь бывала до того глубока, что не ходили в ней, а бродили.
«Мужчины в такое время ездят верхом, а кому надо проехать в коляске, то не пара, а четверка лошадей с трудом везет. Бедняки из опасения лишиться сапог в грязи подвязывают голенище выше колен», - писал один из горожан.
К тому времени относится и первое упоминание о водоснабжении.
«Водопой в городе из колодцев, а вне города из рек Кубани и Карасуна. В первой вода проточная, мутная, а в последней стоячая, чистая; в городе 732 колодца, вода на здоровье жителей вредного влияния не имеет и во всякое время в изобилии. Улицы осушаются посредством выкопанных каналов, проведенных по обе стороны для стока воды. Каналы эти от времени наполняются тиной, и обыватели не стараются о возобновлении оных… Суммы же на осушение города никакой не предназначено».
Блага цивилизации
Электричество, водопровод, телефон в городе появились 49 лет спустя. Первой улицей, освещенной электрическими фонарями, конечно, стала Красная. Электрические фонари обходились значительно дороже керосиновых и внедрялись медленно. Водопровод снабжал центр города кубанской водой и очень зависел от капризов своенравной реки. Поскольку вода из Кубани отличалась неважным качеством, состоятельные люди предпочитали покупать ее у владельцев артезианских колодцев. И наконец-то в декабре 1900 года горожане получили общественный транспорт - трамвай.
10 лет спустя длина трамвайных линий составляла 9,48 версты; моторных трамвайных вагонов имелось 24. К городскому транспорту относились также извозчики, их было: легковых 383, ломовых 1101, колымажников 740.
Телефонная сеть обслуживала 570 абонентов. Электричеством пользовались 514 абонентов. Дворовых водопроводных ветвей имелось 433, кроме того, водообеспечением жителей занимались 94 водовоза.
Коммунальное хозяйство работало не без сбоев, и на заре становления его работу критиковали столь же рьяно, как и сейчас. К хорошему люди быстро привыкают. Трамвай вытеснил воспоминания о «грязевых ваннах». Точно так же, как сегодняшние удобства - память о постсоветском развале. Но стоит заметить, что, несмотря ни на какую критику горожан, Краснодар по итогам 2013 года занял первую позицию в списке российских городов с наиболее комфортными условиями проживания.