В списке попавших под эмбарго продуктов из США и Евросоюза числятся мясо и молочные продукты. Еще летом российские власти призвали сделать ставку на отечественного производителя. Однако с тех пор, по данным Краснодарстата, производство молока и яиц хоть и незначительно, но сократилось (98% и 94% соответственно по отношению к 2013 году). Что касается мяса, то его количество, поступившее на прилавки от кубанских фермеров, слегка выросло - на 0,3%.
Пастбища разобрали под пашни
Проблемы возникли не сегодня. Еще в 2009-м фермеры протестовали против низкой закупочной цены на молоко. В Усть-Лабинском районе даже грозились вылить молоко в навоз. До этого, правда, дело тогда не дошло. Протестные настроения все-таки подействовали на власти, и закупочная цена немного подросла. Правда, сделать этот бизнес прибыльным и рентабельным до сих пор толком не удалось.
- Я работаю на ферме уже больше 40 лет. Правда, сначала это был колхоз, а потом все передали в частные руки, - рассказала фермер Марина Погосян. - У нас небольшое предприятие, всего 100 коров. Притом, что люди активно интересуются натуральными местными продуктами, рентабельность все еще оставляет желать лучшего. По большому счету, сводим концы с концами. Каждый год подумываю бросить ферму, но за столько лет прикипела к этому делу. Как оставить своих красавиц?
Марина Ивановна уверена, что ситуацию в молочном животноводстве необходимо менять в корне. Повышать закупочную цену для фермеров (сейчас она около 17 - 17,5 руб. при себестоимости - 14,5 руб. за литр), а аппетиты перекупщиков и продавцов сдерживать. Тогда и селянам будет комфортно развивать производство, и покупатели не откажутся брать товар. Вторая проблема - нехватка пастбищ. Практически вся земля сейчас частная, абы куда буренку пастись не выпустишь.
Сами виноваты?
Получается, что сегодня фермерам проще и выгоднее пустить стадо под нож. Спрос на кубанское мясо хороший. А возни и хлопот меньше. В итоге в прошлом году зарезали больше 13 тыс. коров. Отсюда и прирост в производстве мяса. А что же молоко? При такой тенденции скоро совсем перейдем на продукты из привозного сухого молока.
Правда, власти считают, что во многом виноваты сами селяне.
- Чаще всего причиной невысоких результатов являются недоработки, ошибки и упущения в технической и технологической модернизации молочного животноводства. Пока фермеры крайне слабо реагируют на призывы к занятию животноводством. Хотя под АПК отведен 1 миллион гектар - треть площади пашни Кубани, - считает министр сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Сергей Гаркуша. - Без особого ущерба для растениеводства с этих земель можно получить 200 - 250 тысяч тонн молока и не менее 100 тысяч тонн мяса. Чтобы исправить ситуацию, необходимо на законодательном уровне определить нормы содержания животных на 100 гектарах пашни. И пусть это будет не только крупный рогатый скот, но и птица, овцы, кролики и другие животные.
Что касается снижения производства яиц, скорее всего, это произошло из-за банкротства ряда птицефабрик. К примеру, как сообщили в министерстве сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, в прошлом году обанкротилась Краснодарская птицефабрика, производившая около 20% от всего количества промышленного яйца в крае. Это существенно сказалось на общей картине.
Странно, что уязвимыми оказались традиционные для Кубани производства.