Когда-то шустрые «сестрички», спроектированные в 1973-м по заказу Министерства рыбного хозяйства, успешно служили отечеству. Общая длина «Бентос-300» - 21 м, водоизмещение 500 т, автономность две недели, максимальная скорость - 1,5 узла (под водой), глубина хода - до 300 метров. Рабочий процесс обслуживали 12 гидронавтов: пилоты, бортинженеры, океанологи.
Разработчики из Ленинградского проектного института «Гипрорыбфлот» заказ Министерства рыбного хозяйства выполнили блестяще. С помощью умной аппаратуры гидронавты вели многосуточные подводные наблюдения и научные исследования, определяли запасы мидий и водорослей в Черном море, занимались поиском затонувших объектов...
До 1991 года подлодки находились в ведомстве Севастопольского филиала Специального экспериментального-конструкторского бюро по подводным исследованиям. Когда СССР распался, «сестрички» остались на территории Украины.
20 лет назад во время сильного шторма одна из них затонула в Цемесской бухте Новороссийска, вторая ушла на дно у пирса в Севастополе.
«Нашей» подлодке не повезло – затонула на мелководье, на глубине меньше десяти метров, добраться к ней спецтехника не могла. Ее сестра опустилась на приличную глубину, достали почти сразу.
Попытки высвободить пленницу Цемесской бухты предпринимались на протяжении 20 лет. Удалось это лишь специалистам ФГУП «ГУССТ № 4 при Спецстрое России», приступившим к работам в ноябре 2011 года.
- Почти двадцать лет она пролежала на глубине 6-7 метров, потому что поднять судно весом более 500 тонн с мелководья не представлялось возможным, - рассказывает Денис Яковлев, начальник пресс-службы ФГУП «ГУССТ №4». - Со временем затонувшая подлодка стала помехой строительным работам по возведению пункта базирования Черноморского флота «Военная гавань». Решили ее разрезать и поднимать по частям. Первый фрагмент достали в ноябре прошлого года. Вторую – весом 170 тонн, вызволили в марте этого года. Наконец, подняли и третью, последнюю и самую тяжелую, весит она порядка 220 тонн.
Денис Александрович опроверг слухи, утверждающие, что лодку реконструируют и передадут в музей.
- Ни о каком восстановлении речи нет. Еще в 2009 году водолазы предыдущих подрядчиков срезали более-менее мелкие детали, после чего вывезли их на свалку. Морская вода не пощадила металл – в металлолом отправляются и фрагменты, извлеченные нашими водолазами.
Неправдой оказались и утверждения знатоков, утверждавших, что в Украине к легенде отнеслись с большей бережностью. Подлодку действительно хотели реконструировать и превратить в музейный экспонат. Однако за те годы, что судно ржавело в Балаклавском порту, спонсоров, готовых выделить деньги на его восстановление, так и не нашлось.
В декабре 2011 года подводная лаборатория также была сдана в металлолом…