Широко анонсированное городскими властями событие наконец-то свершилось. Льготные электронные транспортные карты для школьников и студентов с царским названием «Золотая корона» продаются в киосках трамвайно-троллейбусного управления. Предъяви студенческий или ученический билет, заплати 250 рублей, и в добрый путь.
Но вот странно - счастье на лицах не написано.
Посчитали, прослезились
Откуда счастью взяться, если на карту записано всего 50 поездок по льготному тарифу (5 руб. за поездку), а пополнить счет разрешается раз в месяц – на те же 250 руб.
Потратил льготные поездки раньше срока – плати за проезд наличными, на общих условиях. Неиспользованные поездки переходят на следующий месяц. Считается, что в этом большое преимущество новой карты. Но вот вопрос: будут ли они?
- Давайте посчитаем, на какой срок мне хватит 50 поездок, и в какую сумму мне обойдется дорога, - предлагает наша читательница.
В этом месяце девушка учится 26 дней (в субботу тоже занятия), к месту учёбы едет с пересадкой. Что выходит…
26 х 4 = 104 поездки в месяц.
Посчитаем, в какую сумму мне обошелся бы проезд без карты.
104 поездки х 10 руб. = 1 040 руб.
Льготный проезд с транспортной картой предусматривает 50 поездок.
50 поездок х 5 руб. = 250 руб.
104 поездки – 50 поездок = 54 поездки. Их придется оплачивать на общих условиях, поскольку пополнение счета карты предусмотрено только раз в месяц.
54 поездки х 10 руб. = 540 рублей.
250 руб. (за 50 поездок) + 540 руб. (за 54 поездки) = 790 рублей в месяц.
1 040 руб. – 790 руб. = 250 руб. Такова сумма моей экономии.
- У меня глаза на мокром месте, - подводит итог студентка. - Видно в аудиториях придется ночевать, хоть на еду деньги будут.
Арифметикой занялся и студент медицинского вуза. Его учебный день вмещает до шести поездок - кафедры расположены в больницах в разных концах города. «Разбросаны» по городу корпуса Технологического университета, и ряда других вузов. Если студенту нужно совершить хотя бы одну пересадку по пути к учебному заведению, то лимит 50 поездок будет исчерпан уже через 12 учебных дней. Парни не плачут, но удержаться трудно.
Дорогое удовольствие
Чиновники городской думы уверены, что для студента по большому счету ничего не меняется. Льготный проезд был и останется. Изменилась форма, а не суть. Просто бумажный проездной, предназначенный для оплаты поездок в течение месяца, поменяли на более красивую и современную электронную транспортную карту.
Студенты и учащиеся выражают кардинально противоположное мнение. Старые проездные, хоть и бумажные – милее сердцу, потому что «безлимитные». За 300 рублей можно было купить проездной билет на два вида транспорта (трамвай и троллейбус) с неограниченным числом поездок.
Студенты прямо говорят, что власти их «наказали». Видимо, слишком много ездили по «безлимитке». Хорошего понемножку. Новая карта, закрепившая ограниченную систему льготного проезда, должна увеличить доходы транспортников. Но проблема в том, что студенты, часто влачащие полунищенское существование на «богатую» стипендию, физически не могут платить «как все». За альтернативными вариантами дело не стало.
В последние дни заметно выросла очередь на остановках маршрутного такси. Пусть дорога займет больше времени, но если путь не предполагает пересадок, появляется возможность сэкономить. Самые ушлые покупают карту «Корона», а потом покупают еще одну - в ларьке напротив. 500 рублей это конечно не 300, как раньше, но получается 100 поездок за полцены - на месяц, возможно, хватит.
Президент разберется?
Бумажными проездными в кубанской столице пользовалось от 20 до 25 тысяч студентов и школьников. Больше тысячи из них поставили свои подписи за отмену фиксированного числа поездок. Пикет с лозунгами: «Карта отстой, оставьте проездной!» и «В Краснодаре не осталось депутатов, которые защищают интересы студентов!», организовала одна из политических партий. Как нам сообщил один из организаторов пикета, петиция с автографами протестантов была отправлена в городскую Думу.
7 апреля мэр Краснодара и председатель городской думы встретились с лидерами студенческих профсоюзов. Выслушав претензии молодых людей, мэр предложил проанализировать итоги апреля и при необходимости выпустить студенческие карты с лимитом в 75 поездок. Он также посетовал на сложную ситуацию, в которой оказались транспортники: тарифы на электроэнергию растут, подвижной состав нуждается в модернизации, а работники отрасли в повышении зарплаты. В то же время, сообщается в релизе пресс-службы городской администрации, «введение электронной транспортной карты позволяет контролировать пассажиропоток и делать работу транспортников максимально прозрачной».
Пока мэр и Дума думу думали, а политики дивиденды собирали, Интернет бурлил негодованием: «Лично мое мнение: это очередной способ отмывания денег», «Я сильно возмущена, если будет митинг или забастовка, обязательно пойду!» Митинг, инициированный партией со скандальной репутацией, назначен на 16 апреля. Но возможно теперь, после заявления Владимира Евланова, он уже не соберет столько народа, как ожидали устроители. Пока формально, но власть пошла навстречу…
Правда, один социально активный юноша не стал ждать, гадая, «подрастет» или нет лимит карты в мае. По его мнению, ситуация требует вмешательства главы государства. Краснодарский студент Саша Минский отправил письмо Дмитрию Анатольевичу. Юноша просит президента разобраться: «Почему в других городах, где так же используется транспортная карта «Золотая корона», предлагается 50-процентная скидка на проезд независимо от числа поездок, либо безлимитный тариф за 500 рублей? Почему краснодарские студенты оказались этого не достойны?»
Действительно, почему решать проблемы обделенных транспортников наши власти решили за счет нуждающихся студентов?