В рамках Российского инвестиционного форума прошел круглый стол, посвященный инвестированию в туристическую отрасль. Участие в круглом столе принял вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин, председатель комитета Госдумы Федерального собрания РФ по физической культуре, спорту, делам молодежи Михаил Дегтярев, Руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафронов, генеральный директор АО «Аргументы и факты» Руслан Новиков и другие.
«Россияне не представляют туристический потенциал своей страны»
Туриндустрия – перспективная сфера инвестиционных вложений. Один рубль инвестированный в туризм, способен принести до пяти рублей дохода. В рамках федеральной целевой программы «развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» реализуется большое количество инвестпроектов, связанных с созданием туристско-рекреационных и автотуристских кластеров. Субъекты РФ также реализуют собственные инвестиционные инициативы.
В 2018 году Россия принимает Чемпионат мира по футболу. Подготовка к этому важному спортивному событию предопределяет новые вызовы новые возможности инвестиционного характера. Какие сегменты туристской отрасли сегодня наиболее перспективны, какие факторы предопределяют их инвестиционную привлекательность? Каковы особенности промышленного круизного, этнографического и других видов туризма с точки зрения инвестирования? Какова роль внутреннего и въездного туризма с точки зрения инвестирования и с точки зрения инвестиционной привлекательности региона? Об этом и многом другом шла речь на круглом столе, темой которого стало «Инвестирование в туризм: привлекательные сегменты отрасли, подготовка к ЧМ – 2018».
Опыт Аляски
- В 90%, а иногда и в 100% дискуссий об инвестициях в туризм, развитии внутреннего, въездного и прочего туризма разговор идёт про инфраструктуру и туристический продукт, - сказал Руслан Новиков. - Их принято развивать. Мы сразу думаем об отелях и роскошных турах. И сейчас мы встречаемся в прекрасном туристическом месте. На самом деле, например, экотуризм не предполагает создание инфраструктурной сети, а его прибыльность растёт ежегодно. И важнейшую роль в этом играет третья, важнейшая составляющая. Это продвижение. К сожалению, чаще всего эту составляющую, необходимую для развития туризма либо забывают, либо недооценивают. При этом, жители России очень слабо представляют туристический потенциал своей страны, совершенно в нем не ориентируются. А зря. По мнению аналитиков, туризм как сектор экономики будет одним из самых быстрорастущих на планете в ближайшие десятилетия. Судите сами, за последние 15 лет общемировой рост числа туристов, посещающих, например северные территории, составило 1400% (данные IAАТО). Хотя во многом этот рост объясняется эффектом «низкой базы» (по-простому, раньше не пользовался популярностью).
Если же говорить об эко-туризме, то в 87% случаев он не привлекает большие сети отелей и крупные туристические компании с их парадным расписанием мероприятий, а строится на базе местных мини-отелей и кемпингов, а события как правило носят либо природный, либо национальный характер и привязаны исключительно к региону. Для создания инфраструктуры такого туризма не надо строить отели. Нужно обеспечить логистику до региона, инструкторов на местах, поисковые отряды и разработать качественные маршруты разного уровня сложности.
И самое главное – это продвижение. Это постоянные фотоотчеты ведущих журналов, телепередачи, документальные фильмы, пресс-туры, спецпроекты во всех значимых СМИ о загадочности и красоте региона. Аляска тратит на свое медиа-продвижение ежегодно до 69 миллионов долларов. Это позволило совершить невиданный скачок: число туристов выросло с 1990 года в 5 раз! За 2016 год регион посетило 3,5 млн. туристов. При этом, каждый турист потратил от 950 до 1400 долларов (сюда входит и проживание, и питание, и покупка сувениров, и т.д.) В совокупности, эти траты вносят в экономику штата около 2 млрд. долларов ежегодно, а общий объем экономики Аляски, связанной с эко-туризмом составляет более 3,4 млрд. долларов. И это только один пример. Так что нам всем надо делать выводы!