С тем, что в конце декабря в Краснодаре в очередной раз повысили цены на проезд в троллейбусах, трамваях, автобусах и даже маршрутках, горожане смирились сразу. Однако большой «сюрприз» ожидал пенсионеров, которые в последних числах месяца отправились приобретать проездные. Все киоски МУП КТТУ оказались закрыты. Сотрудники предприятия поясняли прохожим: не работают, потому что продавать нечего - проездные для пенсионеров упразднили.
Ранее пожилые люди – как работающие, так и не работающие - могли купить месячный проездной билет на троллейбус, трамвай или автобус всего за 250 рублей. Отныне на льготы могут рассчитывать только те, чей среднемесячный доход ниже установленного на Кубани прожиточного минимума - 7 722 рубля.
Краснодарские пенсионеры с такой ситуацией мириться не собираются. Что они намерены делать, узнал «АиФ-Юг».
«Как ездить в поликлинику?»
Протесты начались с Сочи, где пенсионеров под Новый год также лишили льготных проездных. 28 декабря пожилые люди провели сход прямо возле городской мэрии, а затем побеседовали и с главой Сочи. В итоге действие декабрьских проездных им продлили до половины января. Чтобы закрепить результат, пенсионеры организовали второй сход 11 января, выстроившись у билетных касс автовокзала. Сейчас в мэрии Сочи работают над предложением выплачивать пожилым пассажирам материальную помощь в размере 250 рублей.
Вслед за сочинцами на сходы вышли и краснодарские пенсионеры. Первый прошел еще 6 января, но реальных успехов пока не принес.
Жительница Краснодара Тамара Ивановна Козлова – одна из тех, кто борется за возвращение льгот. Ей 62 года, но женщина до сих пор работает. Объясняет, что привыкла к определенному уровню жизни, а на одну пенсию ей сложно обеспечить себе достойное существование.
«На работу и обратно я езжу с пересадками. Раньше покупала проездной за 250 рублей и особенно не задумывалась над тем, сколько трачу на проезд. Теперь мне предстоит оплачивать свои поездки наличными. Отдавать 80 рублей в день за проезд - это очень дорого!» - возмущается Тамара Ивановна.
Ее единомышленник - Георгий Александрович Андрианов – ветеран труда почти с полувековым стажем работы, инвалид второй группы. Его пенсия составляет без малого 12 тысяч рублей.
«Это значит, что я лишаюсь льгот на проезд в общественном транспорте! - возмущается он. – Как теперь по выходным добираться на ярмарку? Как ездить в поликлинику? Теперь эти поездки становятся неоправданно дорогими».
Действительно, первое, о чем задумались многие пожилые люди, - путь в поликлинику. Даже если она располагается всего в 3-4 остановках от дома, идти туда пешком - задача непростая, особенно если имеются болезни суставов и опорно-двигательного аппарата. Те, кто пободрее, наоборот, собираются превратить экономию в гимнастику.
«Когда работал, частенько ходил домой пешком, хотя расстояние было немаленькое. Теперь и выбора особого не остается. К тому же, пешая ходьба благотворно действует на организм», - считает 64-летний Вячеслав Рощин.
Цена на проездной выросла с 250 до 1 200 рублей
Сегодня единственный способ удешевить поездки на городском транспорте - это приобретение транспортных карт. Пластик единовременно можно пополнить на 300, 600 и 900 рублей. Скидка на каждую поездку составит 5, 10 и 15 процентов соответственно. С недавних пор существует и безлимитный проездной билет на месяц. Он стоит 1 200 рублей, но использовать его можно только для поездок в трамвае и троллейбусе.
Отношение к нововведению (до этого января пожилым людям выдавали бумажные талоны, а электронными пользовалась молодежь) у пенсионеров разное. К примеру, Георгий Андрианов категорически отказывается приобретать транспортные карты.
Другие его ровесники, напротив, торопятся купить электронные проездные. Ветеран труда, инвалид второй группы и бывшая реанимационная медицинская медсестра Надежда Константиновна Узунова положила на карту 900 рублей, чтобы получать максимальную скидку.
«В последний год мне стало тяжело ходить, - жалуется она. - Но это не отменяет моих ежедневных забот: съездить на рынок, посетить терапевта в поликлинике, навестить пожилую подругу. Даже небольшое расстояние в одну-две остановки я стараюсь преодолевать на городском транспорте. Боюсь посчитать, во сколько мне теперь будет обходиться проезд…»
Кстати, в одном из пунктов продаж транспортных карт – на улице Красной, 81 – в первые рабочие дни нового года покупателей было настолько много, что хвост очереди тянулся далеко на улицу. Пожилые люди вздыхали и ругались, но все равно передавали деньги, чтобы получить заветную скидку на проезд.
Дело, как водится, не столько в ажиотажном спросе, сколько в неграмотной организации процесса. Если раньше транспортную карту можно было купить в киосках КТТУ, то теперь на весь город пунктов выдачи всего три.
За проезд не платят те, кто не работал?
Не меньшие очереди в окружных отделах соцзащиты. Вопросы у всех пенсионеров одинаковые: почему отменили льготы и сколько теперь платить за проезд.
«Льготы отменили только для тех, чей доход в месяц превышает 7 722 рубля, - терпеливо поясняют в Управлении социальной защиты населения в Западном внутригородском округе города Краснодара. – Инвалиды и участники Великой Отечественной войны, блокадники, бывшие несовершеннолетние узники фашизма, труженики тыла имеют право на бесплатное получение проездного билета на 40 поездок в месяц».
Этот проездной тоже не бумажный, а электронный, именуемый «Социальной транспортной картой». Получить его можно в тех же трех пунктах на весь город, для льготников - бесплатно (остальным пенсионерам придется доплатить за сам пластик 90 рублей).
Людмила Александровна Конивец, которая пришла в соцзащиту, чтобы разобраться с новыми правилами по предоставлению льгот, говорит, что среди ее знакомых очень мало пенсионеров, чья пенсия меньше семи тысяч рублей.
«Так мало получают только те, кто всю жизнь не работал, - считает женщина. – Вы понимаете, что теперь случилось? Я, ветеран труда, всю жизнь проработавшая на заводе Седина, должна платить за проезд, а кто-то, кто ни дня ни трудился, будет ездить бесплатно! Где справедливость?!»
На этой неделе инициативная группа жителей Краснодара через правозащитный комитет «Презумпция» обратилась к президенту России Владимиру Путину с просьбой вернуть льготы на проезд в городском транспорте, действовавшие до начала 2016 года.
«Мы надеемся, что нас услышат, - говорит 74-летний Владимир Михайлович Назаров. – Ведь в других регионах страны пенсионеры ездят на трамваях и троллейбусах бесплатно, а на Кубани ни в чем не повинных стариков лишили тех небольших льгот, которые принадлежали нам по праву».