В последние годы Сочи стал особенно популярен у туристов со всей России. После зимней Олимпиады-2014 года инфрастуктура курорта приобрела европейский лоск, а субтропическая природа в окружении высоких гор с заснеженными вершинами всегда и неизменно вызывала восторг у любого, кто приезжал в этот город. Нетрудно представить, что ЧМ-2018, который с успехом провела страна летом, только добавит «паломников» на курорт. Ведь во время матчей мундиаля Сочи вошел в тройку самых популярных у тристов городов, уступив лишь Москве и Петербургу. Готовясь к чемпионату, он стал еще комфортнее и ухоженнее.
Пробки, аварии, жертвы
Сводки о ДТП с трассы поступают регулярно. И это неудивительно, учитывая, что за год, по подсчетам вице-президента Центра экономики инфраструктуры Павла Чистякова, по дороге Джубга-Сочи проезжает около 8 млн автомобилей. Только за последние несколько лет здесь погибли и пострадали десятки людей. Последняя авария со смертельным исходом произошла буквально на днях, 30 июля - при лобовом стокновении Hundai и «Лады Приоры» оба водителя скончались на месте.
Нынешняя дорога узкая, местами просто непроезжая, а еще опасная: к примеру, в конце января 2017 г. Мамайский перевал, через который Сочи соединяется автодорогой с остальной Россией, Госавтоинспекция закрыла из-за снегопада. На пике летнего сезона в июле 2016 года в ГИБДД Краснодарского края сообщили о рекордном заторе: в сторону моря пробка из автомобилей разных «мастей» растянулась на 20 км. Чаще всего заторы случаются в местах пересечения транспортных и пешеходных потоков в поселках Джубга, Лазаревское, Вардане и Лоо, говорят автоинспекторы. А ведь майский указ президента Владимира Путина ставит четкую цель: вдвое снизить количество аварийно опасных участков на дорогах и в 3,5 раза – смертность в ДТП.
По словам чиновников, идея в том, чтобы создать российский Лазурный берег, дать югу красивую, большую автодорогу.
Магистраль из тоннелей и мостов
Как пишут Ведомости, в Росавтодоре разработана концепция развития трассы Джубга-Сочи. И хоть в ведомстве называют ее реконструкцией, по факту - предлагается на месте серпантина построить четрехполосную скоростную трассу, по две полосы в каждую сторону. Вместо извилистой и опасной дороги, движение по которой даже у опытных водителей повышает давление, новая магистраль будет состоять в основном из тоннелей и мостов.
В Минтрансе РФ по поводу стоимости реконструкции высказали несколько другое мнение. Проект строительства автотрассы между Джубгой и Сочи, который мог бы улучшить транспортную доступность города-курорта, крайне сложен технически. «Он оценивается не менее чем в 1,6 трлн рублей», - уточнили в ведомстве.
Как поясняют в министерстве, чтобы реализовать такую масштабную задачу, придется на какое-то время выводить часть участков железной дороги с побережья.
«На весь период стройки обычное движение вдоль Черноморского побережья будет серьезно затруднено и по автомобильной, и по железной дороге. Это заметно осложнит работу всей инфраструктуры одного из ключевых курортных регионов страны», - говорят в ведомстве.
У губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева однозначная позиция: проект, безусловно, дорогой, но для курортного региона модернизация автодороги жизненно необходима.
«Наши прибрежные территории давно заслуживают такую трассу», - считает глава региона.
Если проект все-таки будут реализовывать, то, как выяснили СМИ, добраться от Джубги до Сочи можно будет всего лишь за час. Длина трассы составит 119,5 км (а не 170, как сейчас), а расчетная скорость вырастет до 120 км в час. Кроме того, дорога должна обойти населенные пункты. Проезд для автомобилистов предполагалось сделать бесплатным.
Как сообщили в Росавтодоре, приступить к модернизации трассы смогли бы в 2019 году. В этом году как раз полностью подойдет к завершению строительство Крымского моста и можно будет замахнуться на новый мегапроект.