Магазины «секонд-хенд» появились в России в начале 1990-х, и, казалось бы, это уже пережиток прошлого. Однако сегодня в крупных городах можно довольно часто увидеть вывески таких торговых точек. Почему россияне покупают вещи «из вторых рук», выяснял «АиФ-Юг».
Дешево и сердито
Что такое «секонд-хенд» знает, наверное, каждый. Это магазины, где продаются вещи, бывшие в употреблении, или те, которые купили, но не использовали, иногда туда попадают абсолютно новые изделия, не распроданные в обычных магазинах.
Пенсионерка Любовь Карпенко живет в Краснодаре, в «секонд-хендах» она одевается уже давно. Первые вещи брала еще 30 лет назад, последние 10 лет заходит в такие магазины регулярно.
Краснодарка говорит, что почти каждые выходные заглядывает в магазин – вдруг попадется интересный экземпляр, причем за небольшие деньги.
«Вот недавно попалась мне хорошая водолазка за 900 рублей, я примерила ее, но брать не стала. Зашла в обычный магазин, там аналогичная стоит 2500 рублей. Вернулась в «секонд», а вещь уже кто-то купил. Пожалела, что сразу не взяла, ведь товар там, как правило, в единственном экземпляре. Как-то купила плотные качественные джинсы за 2000 рублей, в отделах масс-маркета подобные брюки стоят не меньше 15000, а это вся моя пенсия. Беру в «секонде» также трикотажные кофты, майки, есть у меня оттуда натуральный шелковый платок. Верхнюю одежду тоже покупала, было у меня светлое вельветовое пальто, правда, уже сносила его», – добавила она.
В сток-магазинах можно найти качественные вещи за небольшие деньги, поэтому такие торговые точки, появившиеся в начале 90-х до сих пор пользуются спросом.
Вся семья Любови Аркадьевны одевается в «секонде». Так, супруг пенсионерки не раз покупал там обувь и куртку, сын – спортивный костюм и ветровку.
«У нас нет предрассудков насчет поношенных вещей, – продолжает женщина. – Во-первых, там можно найти и новые предметы – с бирками, во-вторых, товары проходят химическую обработку, а, в-третьих, покупки тщательно стираю и полощу.
Доходы у нас небольшие, я хоть уже и на пенсии, но еще работаю, ведь «коммуналка» растет, продукты дорожают, на лекарства деньги нужны. И вот когда отдаю за вещь 200-300 рублей – испытываю радость, ведь это небольшая сумма за обновку в гардеробе».
Себе и другим
Цены в «секондах», действительно, на порядок ниже, чем в обычных магазинах. Скидки порой достигают 90%. На распродажах, например, можно купить футболку за 50 рублей.
«Раньше я и сама одевалась в таких барахолках, и на продажу вещи там брала, потом у себя в станице реализовывала. Свой магазин закрыла, потому что уже здоровье не позволяет работать, так что бываю в комиссионках реже, – рассказывает жительница Каневского района Ольга Владимирова. – К тому же «секонды» подорожали. Судите сами, раньше вещи б/у можно было купить по 900 рублей за килограмм, а сейчас продают за 2500-2800 рублей».
Обычно одежду из вторых рук продают на вес, максимальная цена ставится при поступлении товара, а потом стоимость снижается до минимума.
«Я закупала вещи в дни распродаж, старалась выбирать хорошего качества и желательно с бирками, а потом торговала в своей точке в станице, накинув немного на цену. Так, на 3000 рублей можно было взять чуть ли не мешок одежды. Товар у меня потом быстро разбирали, покупатели даже иногда делали заказ: кому определенную модель платья посмотреть, кому большого размера куртку найти. Халаты махровые хорошо уходили, футболки хлопчатобумажные, теплые вязаные вещи, – продолжает Ольга Ивановна. – У меня есть своя скидка в одном из таких магазинов, даже приходит оповещение о завозе и дисконтах. Когда бываю в Краснодаре, обязательно захожу. Недавно нашла там легкую болоньевую куртку – такую, как и хотела. Прежде чем купить что-то, обращаю внимание на места на изделии в районе подмышек, на этикетку на вороте и боковую бирку. Как правило, эти точки выдают, была ли заношена вещь и ее качество в целом. Барахла там тоже хватает, так что рассматривать надо тщательно».
Женщина добавила, что в «секондах» можно купить также плюшевые игрушки, постельное белье, дубленки, спортивные штаны, сумки, а вот приличную обувь она там не встречала.
Молодежь – за эксклюзивом
Согласно официальным опросам, опыт покупки «секонд-хендовской» одежды и обуви имеют почти 25% россиян. Если брать самую активную категорию потребителей – люди до 44 лет, среди них доля тех, кто хотя бы раз покупал подержанные вещи, составляет уже 27%. Особенно высока она среди тех, кто родился в 1984–2000 гг.
«Я вообще не вижу смысла переплачивать за одежду, – говорит житель Краснодара Олег Гуров. – После 2-3 стирок любая вещь становится б/у. В «секонде» покупаю себе рубашки в офис на работу, выбор всегда большой. Жена берет там спортивные леггинсы и топы для тренировок в фитнес-клубе».
«Контингент покупателей у нас разный, приходят пенсионеры, а также много молодежи, – говорит продавец одного из стоков, представившаяся Мариной. – Пожилые, как правило, ищут товары подешевле, а молодые – что-то необычное, эксклюзивное, чего нет больше ни у кого. Больше всего людей бывает во время завоза товара, порой очереди скапливаются в примерочные, а также ажиотаж в период распродаж. Постоянных клиентов я уже знаю, общаемся, они спрашивают моего совета».
Стиль «нулевых» в тренде
Стилист Валерия Супрун:
«В своей практике довольно часто обращаюсь к магазинам «секонд-хенд», ведь там можно найти уникальные вещи. Ищу там необычные предметы, аксессуары для съемок и фотосессий, творческих задумок. Некоторые изделия можно использовать в изначальном виде, другие требуют доработки и стилизации. Такой шопинг, как грибничество, и у меня много находок. Например, шерстяное пальто за 500 рублей. Конечно, поход в такие магазины – настоящая рулетка. Иногда можно не найти вообще ничего стоящего, а бывает, что собираешь полную корзину. Туда часто ходят модницы и вообще люди, умеющие комплектовать одежду, придумывать стильные индивидуальные образы. Кстати, нередко встречаю там подростков, молодых ребят и девушек 18-19 лет. Они приходят туда не за тем, чтобы просто одеться за символичную сумму, а в поиске индивидуального стиля, попытке выделиться с помощью редких вещей. Отмечу также, что эстетика 2000-х, которая сейчас в тренде, тоже приводит модников в «секонды», ведь именно там можно найти изделия в такой стилистике».
Практично и экологично
Профессор кафедры охраны окружающей среды, доктор технических наук Наталья Слюсарь:
«По статистике на каждого человека приходится 15 кг текстильного мусора в год. Эксперты считают, что 78% отходов одежды в России можно использовать повторно: передать нуждающимся, в благотворительные организации, перепродать или переработать. При этом на утилизацию отправляется лишь 5% ненужного текстиля.
На разложение натурального текстиля уходит более 20 лет, синтетические ткани как полимеры разлагаются больше века. Как бы ни была налажена система переработки вторичного сырья, в том числе текстиля, рано или поздно эти материалы попадут на захоронение. Поэтому лучше не покупать избыточное количество вещей или приобретать кому-то ненужную одежду. На барахолках, например, продают новые вещи по разным причинам – просто не понравились или размер не подошел. Лучше приобрести такую одежду, ведь она уже произведена и куплена, чем идти за новой в магазин, провоцируя дальнейший рост потребления».