Стоимость сливочного масла в России увеличилась более чем на четверть с начала года. Об этом говорит и официальная статистика. Рост цен, конечно же, заметили и жители Кубани. Стоимость пачки сегодня варьируется от 100 до 230 рублей, можно найти продукт по «социальной цене» за 88 рублей. К слову, и специальное предложение подорожало более чем на 20 рублей за полгода. С чем связано такое значительное увеличение стоимости товара, входящего в список социально значимых, выяснял «АиФ-Юг».
Выросли затраты
Согласно данным Росстата, с начала года до 28 октября розничная цена на сливочное масло выросла на 25,7%. Только за неделю стоимость увеличилась на 1,9%, тогда как за предыдущую семидневку этот показатель составлял 1,6%. Сообщается, что темпы роста цен на сливочное масло стали самыми высокими среди всей молочной продукции.
«Всегда беру сливочное мас-ло одного местного кубанского производителя, моя семья любит бутерброды только с этим продуктом. Заметила еще несколько месяцев назад, как цена на товар стала постепенно подниматься. Если в начале года я брала пачку за 160 рублей, летом она стала стоить 180 рублей, то сейчас уже цена 225 рублей, - рассказывает краснодарка Марина Кузнецова. - Взяла сразу несколько штук, кину в морозилку про запас, а то вдруг еще больше подорожает».
Как рассказал «АиФ-Юг» генеральный директор некоммерческого объединения «Южный молочный союз» Константин Синецкий, происходящее стало результатом двухлетнего сдерживания темпов роста цены. Например, за 2023 год стоимость масла выросла на 3,5%, в то время как продовольственные товары за то же время подорожали куда более существенно.
«Себестоимость производства сливочного масла и другой молочной продукции также растет по всей цепочке от сырья до переработки, - объясняет Константин Синецкий. - Стали больше затраты на сырое молоко, цена которого сейчас находится на историческом максимуме, выросла заработная плата сотрудников. Также растут кредитная нагрузка, общая инфляция, наблюдаются увеличение затрат на обслуживание и текущий ремонт оборудования, налоговые и неналоговые платежи за маркировку, «Платон» и прочее. Это не может не отражаться на стоимости готовой продукции. А отказываться от прибыли и брать на себя убытки бесконечно отрасль просто не в состоянии».
При этом, в пресс-службе ЦРПТ (оператор государственной системы маркировки «Честный знак») рассказали, что маркировка на цене товара не сказывается.
«Ни в одной из 24 товарных групп маркировка не отразилась на стоимости. Стоимость кода маркировки фиксированная и составляет 50 копеек, а вклад в себестоимость продукции не превышает 1%, что существенно ниже инфляции.
Причем, для малых предприятий оператором предусмотрены бесплатные сервисы для комфортной работы с системой: приложения «Честный знак. Бизнес», «Маркировка. Просто» и сервис ЭДО Лайт», - прокомментировали в ЦРПТ.
Не попасть на суррогат
По словам Константина Синецкого, сливочное масле дорожает во всем мире. Это связано с общим восстановлением спроса и реабилитацией молочных жиров, в том числе в сегменте HoReCa, кондитерском производстве. Но дефицита продукта нет, скорее наоборот: люди под давлением слухов о дальнейшем близком росте цены и грядущем недостатке масла перед праздниками пытаются запастись им впрок. Именно с этим и связан отказ ряда компаний одномоментно нарастить объемы своего производства для поставок в торговые сети, тем более что они также неохотно соглашаются на повышение цены.
Особую обеспокоенность коллег-молокопереработчиков вызывает все набирающая обороты торговля всякими сомнительными суррогатами и имитаторами натурального сливочного масла «из-под полы» в разных домовых чатах, сервисах объявлений и так далее. Так, только на сайте объявлений в Краснодаре больше трех десятков предложений о продаже сливочного масла в промышленной упаковке с доставкой, причем цена его в три-четыре раза ниже реальной.
«И здесь у нас возникает вполне резонный вопрос к правоохранителям и другим контрольно-надзорным органам, поскольку данный способ торговли никак не обеспечивает прослеживаемость «Честного Знака» и нарушает действующее законодательство, - продолжает Константин Синецкий. - До каких пор легальные производители будут нести бремя всевозможных расходов и требований, а потребитель, пытаясь сэкономить, все больше разочаровываться в продукте, получая проблемы со здоровьем и просто невкусный, неполезный суррогат под видом сливочного масла?»
Вместе с тем растут цены не только на молочную продукцию, дорожает все - от картошки и хлеба до бензина и билетов в театр. Вот только доходы населения не успевают подниматься как стоимость товаров.