В последнее время руководители всех уровней, вплоть до президента страны, поняли, что купить все необходимое за рубежом невозможно. Многое надо создавать своими руками, а для этого нужно обучать и воспитывать инженеров высокой категории. И современная система подготовки таких специалистов только рождается - на наших глазах и с наши участием, - считает директор Высшей инженерной школы «Нефтегазовый и энергетический инжиниринг» КубГТУ Дмитрий Антониади.
О том, почему возвращается престиж технических специальностей, с какими проблемами сталкивается система подготовки инженеров, почему все меньше выпускников идут учиться на экономистов и управленцев широкого профиля и с какого курса работодатели разбирают студентов-технарей, а также о многом другом доктор технических наук рассказал kuban.aif.ru.
Не просто экономисты
Дмитрий Антониади прошел все ступени в иерархии в нефтяной компании - от лаборанта до вице-президента, а сейчас готовит студентов. Неудивительно, что у специалиста с таким богатым опытом собственный взгляд на развитие инженерного образования в России.
«В последнее время понятие «инженер» стало более значимым, - говорит профессор. - Да, в современной истории России был период, когда многие руководители считали, что главное - это менеджмент, управление корпорациями, персоналом. Во все области управленцы приходили из общей экономики, что, на мой взгляд, не совсем правильно - вряд ли я смогу руководить Большим театром, если всю жизнь успешно занимался нефтяной промышленностью. В последнее время руководители всех уровней, вплоть до президента страны, поняли, что купить все необходимое за рубежом невозможно. Многое надо создавать своими руками, а для этого нужно обучать и воспитывать качественных инженеров, возвращать их в управление, создавать институты, конструкторские бюро, инжиниринговые компании».
Заметна переориентация с управленцев широкого профиля и по набору в вузы - на популярные 10-20 лет назад специальности управление, экономика, юриспруденция набор стал существенно меньше.
«Эти профессии, конечно, не исчезают, просто они должны трансформироваться, - говорит Дмитрий Антониади. - Стране нужны не просто экономисты широкого профиля, а инженеры-экономисты для конкретных отраслей - ЖКХ, пищевой промышленности, строительства, нефтяной и т.д. Родители выпускников тоже понимают, что инженеры сейчас становятся очень востребованными. Но возникает важный вопрос - кто и как будет их готовить?»
Дело не в системе
И здесь, по словам доктора технических наук, есть несколько проблем. Одна из главных заключается в неповоротливости системы высшего образования.
«Нас сейчас регламентируют и проверяют со всех сторон, - рассказывает Дмитрий Антониади. - У вуза просто нет возможности самостоятельно создавать направления обучения, определять перечень компетенций для них, исходя из реальных запросов реальной экономики. Надо не контролировать, а анализировать результаты вузовской работы, смотреть сколько выпускников пошли работать по специальности».
Еще один больной вопрос - преподавательские кадры. По словам профессора, в советское время заведующий кафедрой получал зарплату в пять раз больше средней. Сейчас ситуация обратная - специалисту на производстве предложат в несколько раз больше, чем в вузе. Понятно, что останутся учить детей либо энтузиасты-бессребреники, либо те, кто не смог найти себя в реальной экономике. Идет еще дискуссия о нужности Болонской системы.
«Ее сегодня часто ругают, на мой взгляд, зря - в той же Германии инженерное образование давали в рамках Болонской системы, - рассказывает Дмитрий Антониади. -Так что не сама система плохая, а то, что мы в ее рамках даем. Например, у нас министерство юстиции сразу выпустило формуляр, мол, бакалавр - инженер, который имеет право заниматься наукой. В Европе по-другому - там бакалавр работает на производстве, а техническим творчеством занимаются уже минимум магистры. Хочешь тоже? Отучись еще два года. А у нас с самого начала в программу подготовки бакалавров ввели обязательную научную практику и право поступить в аспирантуру!»
По словам доктора технических наук, инженерное образование стоит разделить на несколько уровней. Общая подготовка - 2-2,5 года. Инженер по эксплуатации - 4 года. Инженер первой категории, который может уже работать на высокотехнологичном производстве, где надо знать информационные технологии и т.д. Подготовка такого специалиста занимает 4-5 лет. И, наконец, последний уровень - инженер высшей категории, который имеет право заниматься научной работой.
«И мы должны в вузе дать ему знания и умения научной работы, сейчас это называют модным словом «компетенции», - говорит Дмитрий Антониади. - Для этого мы должны повышать качество подготовки, создавать современные лаборатории».
Профессор считает, что подготовку современного специалиста нужно начинать с общего инженерного образования, чтобы у студента, имеющего базу, была возможность перейти на другое направление. Сейчас, если возникло желание поменять инженерную специализацию, надо заново поступать в вуз.
«Только в нефтяной промышленности не менее десяти специализаций, - рассказывает Дмитрий Антониади. - У нас студенты к концу второго курса выбирают основной профиль - бывало, поступали на добычу нефти и переходили, например, на газопроводы. На мой взгляд, возможность поменять образовательную траекторию должна быть у студентов инженерных специальностей. Для этого надо всего лишь в первые два-два с половиной года давать базовое образование - то, что должен знать каждый инженер: физику, математику и информатику, основы энергетики, экономики и т.д.».
Вместе с работодателем
В последнее время страна поняла, что купить все необходимое за рубежом не получится, даже если есть деньги. Значит, надо создавать свое.
«Так что престиж технических профессий возвращается, пусть и по необходимости, - продолжает Дмитрий Антониади. - Одновременно идет трансформация преподавательской деятельности - раньше эффективность вузовского педагога оценивали по количеству статей в научных журналах. Сейчас говорят, что нужны не только статьи, но и созданные технологии. Недавно министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков пошел еще дальше, заявив, что на основе новых технологий надо учиться оказывать услуги. Так что поворот уже произошел: министры, президент - все говорят: «Делайте!» Но и вопросов много в процессе возникает - нельзя создать новую систему подготовки инженеров, не сломав старую. Нельзя, работая так, как последние 20 лет, научить человека создавать новые технологии. Невозможно».
Один из путей подготовки качественного и нужного экономике специалиста, по словам доктора технических наук, это дуальное образование, когда возможный работодатель принимает участие в обучении будущего инженера. Тем более спрос на технарей сейчас такой, что сами предприятия приходят в вузы за студентами.
В советское время заведующий кафедрой получал зарплату в пять раз больше средней, сейчас ситуация обратная.
«В Краснодаре есть организация, которая с 3-4 курса берет наших студентов на работу, - говорит Дмитрий Антониади. - Они потом на лекции не ходят, сказки про больного дедушку в Коломне рассказывают. С одной стороны, хорошо - опыт получают, с другой - не очень. Мы предлагаем систему, которая позволит найти компромисс между вузом, работодателем и студентом. Например, пятикурсники трудятся уже на рабочих местах предприятия под наблюдением наставника, заключают временный договор, получают 50% зарплаты и пишут диплом на основе собранных здесь материалов. Вуз включает представителей компании в госкомиссию по защите диплома и после нее, уже хорошо познакомившись с выпускниками, предприятие приглашает нужных на полноценную работу. Мы такую схему уже создали, и она уже начала работать, пусть пока и со скрипом - работодатели хотят готовить кадры только для себя. Не понимают, что сейчас нельзя думать только о себе - нужно готовить хороших инженеров для всей страны».