Примерное время чтения: 6 минут
206

Рабочие руки в цене. Почему возрождается престиж технических специальностей

«АиФ-Юг» № 44 02/11/2022 Сюжет Профессии будущего
По словам Владимира Попова (на фото), когда что-то делаешь с удовольствием, хочется поде- литься своим опытом, знаниями с теми молодыми ребятами, которые горят желанием получить новые умения и навыки.
По словам Владимира Попова (на фото), когда что-то делаешь с удовольствием, хочется поде- литься своим опытом, знаниями с теми молодыми ребятами, которые горят желанием получить новые умения и навыки. / Владимир Попов / Из личного архивa

Победитель национального чемпионата рабочих профессий «Навыки мудрых», преподаватель Краснодарского технического колледжа Владимир Попов рассказал «АиФ-Юг» о современном состоянии среднего профессионального образования, о том, кто идёт учиться в техникумы и колледжи, какая часть учеников получает предложения о работе и о многом другом.

В образование - с багажом знаний

Владимир Александрович Попов трудится в Краснодарском техническом колледже с 2007 года. Преподаёт по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

«Ещё в юности я решил выбрать техническую специальность и стать инженером, - вспоминает преподаватель. - Хотел пойти по стопам отца, Александра Матвеевича Попова, который трудился начальником технического участка в одном из производственных объединений Краснодара».

В 1989 году Владимир Попов окончил Краснодарский политехнический институт и пошёл работать по специальности в научно-исследовательский институт инженером-конструктором. И там молодой сотрудник столкнулся с распространённым в советское время институтом наставничества. Тогда только пришедших с обучения выпускников распределяли на специально созданные рабочие места, где опытные мастера учили их, устраняя разрыв между теоретическим знанием и практическим его применением.

«Уже тогда я понял,  что надо реализовывать свои педагогические таланты в образовательной деятельности, - говорит Владимир Попов. - Но в образование всё-таки попал не сразу - успел поработать главным механиком в строительной организации, занимался индивидуальной деятельностью по ремонту и обслуживанию автомобильного транспорта. И только собрав достаточный багаж знаний, стал преподавателем автомеханического отделения ГБУ КК «Краснодарский технический колледж».

досье
Владимир Александрович Попов - преподаватель специальных дисциплин Краснодарского технического колледжа, специальность «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». Победитель национального чемпионата «Навыки мудрых» в компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей». Окончил Краснодарский политехнический институт (сейчас Кубанский технологический университет), инженер-механик, работал инженером-конструктором, главным механиком строительного предприятия. В колледже трудится с 2007 года.

По словам преподавателя, когда что-то делаешь, особенно с удовольствием, хочется поделиться своим опытом, знаниями с молодыми ребятами, которые горят желанием получить новые умения и навыки.  И этим, в первую очередь, отличается работа инженера от труда технаря-педагога. При этом у преподавателей существует разная мотивация - одних воодушевляют хорошие оценки учеников, других - высокий процент трудоустроенных после выпуска, третьих - горящие глаза тех студентов.

«Цель моей работы в колледже - не только подготовка квалифицированных специалистов, но и воспитание достойных граждан Российской Федерации, - признаётся Владимир Попов. -  Мотивация и интерес к специальности у большинства студентов возникают на втором курсе, когда студенты, освоив общеобразовательный цикл, начинают работать руками. Проходят учебную практику в наших мастерских и могут использовать оборудование, прикоснуться руками к механизмам, узнать устройство агрегатов и принципы их работы. Меня больше всего мотивируют и настраивают на творческую деятельность результаты моих учеников, их желание, стремление узнать дисциплину, которую я преподаю».

Девять человек на место

В советское время человека труда ценили и уважали И это касалось как получивших высшее образование инженеров и конструкторов, так и слесарей, отучившихся в средних учебных заведениях. Со сменой строя поменялись и приоритеты - в девяностые началось засилье торговцев и менеджеров. Самые большие конкурсы в вузах были на экономические и юридические факультеты. Как обстоит дело сейчас?

«На мой взгляд, престиж технических специальностей возрождается на наших глазах, - считает Владимир Попов. -  Система профессионального образования Кубани ориентирована на основных работодателей региона. И в связи с модернизацией производства им в первую очередь требуются не управленцы, а квалифицированные рабочие руки. Это подтверждает и выросший конкурс на технические специальности - например, в нашем учреждении на специальность «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» конкурс в этом году составил девять человек на место. Ещё пять лет назад у нас учились в основном ребята из Краснодара и края, сейчас же приезжают из Республики Адыгея, Саха (Якутия), Крыма, Севастополя, Тюменской, Иркутской области, а также из стран ближнего зарубежья: Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Армении, Украины и других».

Причём современным работодателям не нужны от будущих сотрудников дипломы о высшем образовании - реальные знания и умения ценятся больше, чем бумажные подтверждения.

«К нам каждый год обращаются работодатели, спрашивают для трудоустройства у себя выпускников, получивших рабочую профессию, а не диплом о высшем образовании, - продолжает Владимир Попов. -  А уникальность среднего профессионального образования заключается как раз в том, что в процессе обучения согласно федеральному государственному образовательному стандарту выпускник получает не только специальность, но и рабочую профессию, тем самым подтверждая свои навыки и умения работать руками».

60% выпускников колледжа получают приглашение на работу.

Преподаватель отмечает, что образовательный процесс сейчас целиком и полностью отражает требования стандартов, которые меняются и совершенствуются под требования работодателя в соответствии с модернизацией и ростом экономики России и Кубани.

«У нас постоянно совершенствуется материально-техническая база, проходит оснащение лабораторий новым оборудованием, вводятся интерактивные методы обучения, - говорит Владимир Попов.  - В итоге сейчас материально-техническая база колледжа оснащена всем необходимым оборудованием и максимально приближена к производству. Студенты проходят у нас не только учебную, но и производственную практику. Так что, попав потом на предприятие, зачастую трудятся на том же оборудовании, на котором проходили обучение. На третьем и четвёртом курсах студенты проходят практику на ведущих автотранспортных предприятиях города и края. Колледж сотрудничает более чем с 20 организациями, занимающимися ремонтом и обслуживанием автомобильного транспорта. Могу сказать, что 60% выпускников получают приглашение на работу, большинство из них трудоустраивается на постоянной основе. А это показывает, что мы вкладываем в студентов правильные знания, с которыми им легко адаптироваться на рабочем месте».

«Навыки мудрых» - молодёжи

Недавно Владимир Попов отпраздновал победу на национальном чемпионате «Навыки мудрых» в компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей». «Навыки мудрых» - это самые масштабные в стране соревнования по профессиональному мастерству для специалистов в возрасте от 50 лет и старше, организованные Агентством развития навыков и профессий. В этом году национальный чемпионат проходил в Новосибирске, где собрались более 300 конкурсантов из 60 регионов России.

«Это были сложные и напряжённые три дня соревнований, дни концентрации, проверки собственных возможностей и характера, - признаётся Владимир Попов. -  Специалисты со всех регионов пытались доказать, что они лучшие. Я считаю, что победа на национальном чемпионате - заслуга всей команды наших преподавателей, которые поддерживали меня и верили в мою победу. Как преподаватель я получил огромный опыт от участия в мероприятии федерального уровня, а главное - получил высокую оценку своих компетенций и навыков. Приобрёл опыт коммуникации в рамках соревновательных этапов и дисциплин и буду применять полученные навыки и транслировать их в обучении студентов. Спасибо организаторам соревнований за предоставленную возможность показать свои умения и доказать, что система профобразования Краснодарского края является лучшей в стране».

Говоря о передаче опыта, преподаватель имеет в виду не только каждодневную работу в колледже, но и подготовку студентов к похожим соревнованиям. Владимир Попов готовит ребят к участию в международном конкурсе worldskills в качестве эксперта по компетенции «Автомеханика». Один из его учеников - призёр краевой олимпиады профессионального мастерства обучающихся по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

А вам в детстве родители выписывали детские журналы?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах