Примерное время чтения: 5 минут
514

«Тяжелее и студентам, и лекторам». Как вузы и ссузы привыкают к «удалёнке»

Сюжет Всё о коронавирусе в Краснодарском крае
Алексей Аленев из Краснодарского края учится в вузе Санкт-Петербурга дистанционно с конца марта.
Алексей Аленев из Краснодарского края учится в вузе Санкт-Петербурга дистанционно с конца марта. / Ольга Аленева. / АиФ-Юг

Если школы России ушли на каникулы и только готовятся к дистанционному обучению, то высшие и средние специальные учебные заведения переведены на новый формат ещё в середине марта. «АиФ-Юг» рассказывает, как учатся студенты в условиях пандемии и как дался переход на удалёнку преподавателям.

Три шага к знаниям

16 марта министерство просвещения России рекомендовало учебным заведениям временно перейти на дистанционное обучение из-за угрозы распространения коронавируса. Сейчас учебные заведения не работают – до пятого апреля по указу президента.

«Чтоб сделать переход на дистанционный формат менее болезненным, проводили его в три этапа, - рассказала преподаватель Кубанского государственного аграрного университета, кандидат сельскохозяйственных наук Анна Гнеуш. – На первом мы работали со студентами так: рассылали материал на электронную почту, объясняли его в Skype в режиме конференций. Второй шаг – у каждого студента и преподавателя университета есть личный кабинет. Это очень удобный ресурс, похожий на электронный журнал в школе. Ребята здесь смотрят расписание, видят оценки за все сессии и практики, формируют портфолио, мы, преподаватели, отмечаем посещаемость. Специалисты вуза модернизировали программное обеспечение так, что студенты могли в рамках существующего расписания отмечать, кто что учит в конкретный момент, то есть, находится на виртуальной паре. Это дисциплинирует. На третьем этапе добавился новый элемент – на платформе Moodle мы теперь публикуем все ресурсы, необходимые для подготовки и успешной сдачи экзамена. Выглядит это так: преподаватель загружает на платформу файлы любого формата – текст, видео, pdf, - а студенты получают ссылку на них. В итоге все способы дистанционного обучения дополняют друг друга и позволяют учиться так, как максимально возможно в этой ситуации».

Если раньше можно было отсидеть пару на задней парте, то теперь обязательно нужно слать преподавателю выполненные задания.

По словам Анны Гнеуш, есть у дистанционной формата обучения особенности – студенты, например, часто жалуются на то, что им трудно дисциплинировать себя. Раньше ведь достаточно было просто прийти на пару, теперь этого мало – надо обязательно освоить материал и показать это. Но в программе вуза и так многое давалось на самостоятельнее обучение. Дистанционный режим не предлагает ничего нового, а только напоминает об этом.

«Для преподавателей в начале перехода на дистанционный режим увеличился объём работы – приходится осваивать новые технологии, по-другому настраивать процессы, - добавила преподаватель. - Другая сложность заключается в том, что никакие чаты и видеоконференции не заменят живого общения».

На учёбу – от трех часов в день

Алексей Аленев – первокурсник Военмеха (БГТУ в Санкт-Петербурге). Сам из небольшого кубанского города Темрюка. Ещё 18 марта в его вузе вышел приказ о переходе на дистанционное обучение. С тех пор он и 15 его одногруппников общаются с преподавателями через интернет из разных городов России.

«Наше расписание меняется, варьируется от двух до пяти пар в неделю, - рассказывает студент. – Математика, информатика, программные средства автоматизации инженерных расчетов – все преподают удаленно. В день на образование у меня уходит от трех часов. Это включая сами лекции и практическое выполнение задач. В основном обучение происходит в режиме вебинаров и конференций. В среднем число слушателей – 25 человек (соединяют сразу несколько групп). Часто просто присылают задания. Конечно, это не столь эффективно, нежели находиться на парах. Сложно моментально вступить в диалог, разобрать сразу непонятную тему, задать вопросы. Приходится самому изучать материал, что накладывает ограничения. Ведь заданий много и их нужно сдать в срок. Неплохо, конечно, просыпаться за пять минут до начала пары, но безумно надоело сидеть дома, сериалами и играми уже перенасыщен, хочется физической активности и живого общения. 80 % моих однокурсников разъехались по домам. Как будем сдавать сессию – пока неизвестно».

«Сначала мы радовались дистанционному обучению, - говорит студент КубГАУ Артём Петров. – Но в процессе оказалось, что учить приходится больше. Даже сэкономленное на поездках время занято. Родители видят, что я за компьютером и просят чем-нибудь помочь. Не очень удобно учиться дистанционно, особенно когда все дома».

«Раньше можно было после пары подойти к преподавателю, спросить что-то, уточнить, попросить объяснить – в сообщениях делать это намного сложнее», - делится переживаниями студентка КубГУ Марина Якимова.

В Кубанском государственном университете дистанционно занимаются даже физкультурой. Причём не в теории, а на практике – выполняют специально разработанный комплекс упражнений.

Лекции из пустой аудитории

После вузов на новый режим работы перешли средние специальные учебные заведения. Два дня – до нерабочей недели – успел поработать по новой схеме преподаватель информатики Дмитрий Тимошенко.

«Колледж купил лицензию на платформу VideoMost, к ней могут подключаться до ста слушателей одновременно, - рассказал он. – Но преподаватели всё равно ездят на работу и читают лекции из аудитории, потому что на домашних компьютерах лицензии на программу нет. В таком режиме мы работали несколько дней, до этого рассылали лекции и задания в печатном виде, выкладывали их на сайт».

По словам Дмитрия, на начальном этапе большинству преподавателей стало заметно тяжелей. Студентам проще – им достаточно только зайти на платформу с любого гаджета и сидеть слушать лекцию. Расписание с указанием дисциплины, курса и времени проведения есть на сайте.

«А мы всю лекцию читаем без обратной связи, порой не можешь понять, как студенты усваивают материал, - продолжает Дмитрий. – Плюс каждый раз нужно готовить новую презентацию. В итоге намного больше времени уходит и на подготовку к самими лекциям, и на практику – каждую работу надо отдельно скачивать. Да и общение в письменном виде отнимает больше времени».

Студент монтажного техникума Никита Титов дистанционной системой недоволен – если раньше можно было отсидеть пару на задней парте, то теперь обязательно нужно слать преподавателю выполненные задания. Не спрячешься.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

Из каких источников вы узнаете новости?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах