Если школы России ушли на каникулы и только готовятся к дистанционному обучению, то высшие и средние специальные учебные заведения переведены на новый формат ещё в середине марта. «АиФ-Юг» рассказывает, как учатся студенты в условиях пандемии и как дался переход на удалёнку преподавателям.
Три шага к знаниям
16 марта министерство просвещения России рекомендовало учебным заведениям временно перейти на дистанционное обучение из-за угрозы распространения коронавируса. Сейчас учебные заведения не работают – до пятого апреля по указу президента.
«Чтоб сделать переход на дистанционный формат менее болезненным, проводили его в три этапа, - рассказала преподаватель Кубанского государственного аграрного университета, кандидат сельскохозяйственных наук Анна Гнеуш. – На первом мы работали со студентами так: рассылали материал на электронную почту, объясняли его в Skype в режиме конференций. Второй шаг – у каждого студента и преподавателя университета есть личный кабинет. Это очень удобный ресурс, похожий на электронный журнал в школе. Ребята здесь смотрят расписание, видят оценки за все сессии и практики, формируют портфолио, мы, преподаватели, отмечаем посещаемость. Специалисты вуза модернизировали программное обеспечение так, что студенты могли в рамках существующего расписания отмечать, кто что учит в конкретный момент, то есть, находится на виртуальной паре. Это дисциплинирует. На третьем этапе добавился новый элемент – на платформе Moodle мы теперь публикуем все ресурсы, необходимые для подготовки и успешной сдачи экзамена. Выглядит это так: преподаватель загружает на платформу файлы любого формата – текст, видео, pdf, - а студенты получают ссылку на них. В итоге все способы дистанционного обучения дополняют друг друга и позволяют учиться так, как максимально возможно в этой ситуации».
Если раньше можно было отсидеть пару на задней парте, то теперь обязательно нужно слать преподавателю выполненные задания.
По словам Анны Гнеуш, есть у дистанционной формата обучения особенности – студенты, например, часто жалуются на то, что им трудно дисциплинировать себя. Раньше ведь достаточно было просто прийти на пару, теперь этого мало – надо обязательно освоить материал и показать это. Но в программе вуза и так многое давалось на самостоятельнее обучение. Дистанционный режим не предлагает ничего нового, а только напоминает об этом.
«Для преподавателей в начале перехода на дистанционный режим увеличился объём работы – приходится осваивать новые технологии, по-другому настраивать процессы, - добавила преподаватель. - Другая сложность заключается в том, что никакие чаты и видеоконференции не заменят живого общения».
На учёбу – от трех часов в день
Алексей Аленев – первокурсник Военмеха (БГТУ в Санкт-Петербурге). Сам из небольшого кубанского города Темрюка. Ещё 18 марта в его вузе вышел приказ о переходе на дистанционное обучение. С тех пор он и 15 его одногруппников общаются с преподавателями через интернет из разных городов России.
«Наше расписание меняется, варьируется от двух до пяти пар в неделю, - рассказывает студент. – Математика, информатика, программные средства автоматизации инженерных расчетов – все преподают удаленно. В день на образование у меня уходит от трех часов. Это включая сами лекции и практическое выполнение задач. В основном обучение происходит в режиме вебинаров и конференций. В среднем число слушателей – 25 человек (соединяют сразу несколько групп). Часто просто присылают задания. Конечно, это не столь эффективно, нежели находиться на парах. Сложно моментально вступить в диалог, разобрать сразу непонятную тему, задать вопросы. Приходится самому изучать материал, что накладывает ограничения. Ведь заданий много и их нужно сдать в срок. Неплохо, конечно, просыпаться за пять минут до начала пары, но безумно надоело сидеть дома, сериалами и играми уже перенасыщен, хочется физической активности и живого общения. 80 % моих однокурсников разъехались по домам. Как будем сдавать сессию – пока неизвестно».
«Сначала мы радовались дистанционному обучению, - говорит студент КубГАУ Артём Петров. – Но в процессе оказалось, что учить приходится больше. Даже сэкономленное на поездках время занято. Родители видят, что я за компьютером и просят чем-нибудь помочь. Не очень удобно учиться дистанционно, особенно когда все дома».
«Раньше можно было после пары подойти к преподавателю, спросить что-то, уточнить, попросить объяснить – в сообщениях делать это намного сложнее», - делится переживаниями студентка КубГУ Марина Якимова.
В Кубанском государственном университете дистанционно занимаются даже физкультурой. Причём не в теории, а на практике – выполняют специально разработанный комплекс упражнений.
Лекции из пустой аудитории
После вузов на новый режим работы перешли средние специальные учебные заведения. Два дня – до нерабочей недели – успел поработать по новой схеме преподаватель информатики Дмитрий Тимошенко.
«Колледж купил лицензию на платформу VideoMost, к ней могут подключаться до ста слушателей одновременно, - рассказал он. – Но преподаватели всё равно ездят на работу и читают лекции из аудитории, потому что на домашних компьютерах лицензии на программу нет. В таком режиме мы работали несколько дней, до этого рассылали лекции и задания в печатном виде, выкладывали их на сайт».
По словам Дмитрия, на начальном этапе большинству преподавателей стало заметно тяжелей. Студентам проще – им достаточно только зайти на платформу с любого гаджета и сидеть слушать лекцию. Расписание с указанием дисциплины, курса и времени проведения есть на сайте.
«А мы всю лекцию читаем без обратной связи, порой не можешь понять, как студенты усваивают материал, - продолжает Дмитрий. – Плюс каждый раз нужно готовить новую презентацию. В итоге намного больше времени уходит и на подготовку к самими лекциям, и на практику – каждую работу надо отдельно скачивать. Да и общение в письменном виде отнимает больше времени».
Студент монтажного техникума Никита Титов дистанционной системой недоволен – если раньше можно было отсидеть пару на задней парте, то теперь обязательно нужно слать преподавателю выполненные задания. Не спрячешься.