222

Какой вы писатель? Мастер-класс для начинающих авторов от профессионала

«Всякого только что родившегося младенца следует старательно омыть и, давши ему отдохнуть от первых впечатлений, сильно высечь со словами: «Не пиши! Не пиши! Не будь писателем!», - эта интересная мысль принадлежит Антону Павловичу Чехову. Но что делать тем, кто писать желает? И не просто желает, а примеривает на себя лавры… если не литературного гения, то профессионала? «Всем, кто хочет сочинять качественные тексты, нужно пробовать их сочинять», - считает писательница Елена Лобанова. С «АиФ-Юг» она поделилась советами для начинающих литераторов.

Досье
Елена Лобанова. Родилась в Краснодаре, окончила музыкальное училище им. Римского-Корсакова и филологический факультет КубГУ. Педагог с двадцатилетним стажем, член Союза российских писателей, автор трёх романов. Печаталась в журналах «Русская провинция», «Родная Кубань», «Южная звезда», «Сибирские огни», «Аврора», «Новый берег».

«Изобретать велосипед – занятие не благодарное»

Светлана Лазебная, «АиФ-Юг»: Елена Александровна, расскажите, как писательницей стали вы?

Елена Лобанова: Я любила читать, с детства это стало не просто потребностью, - необходимостью. Обращала внимание на то, как книга, которая мне так нравится, «сделана». В юности у меня было острое желание писать, и поэтому я поступила на филологический факультет. Там наставники объясняли уже на профессиональном уровне, что такое композиция произведения и так далее. Стала писать. Публиковаться, издаваться. Всё, как у всех.

- Если писать хорошо, тебя заметят и издадут?

- Первое и главное для писателя - это всё-таки чтение. Не бывает писателя без читательского багажа. Это постепенно происходит, и это взаимосвязано. Сначала воспитывается читательский вкус, а потом формируется писательский опыт. Можно, конечно, изобретать велосипед. Но все знают, что занятие это неблагодарное. Читательский багаж необходим для первого толчка - чтение вовлекает человека в мир литературы. Важно получить базовые понятия о том, что там происходит, чётко себе представлять, с кем ты будешь конкурировать. Иначе все попытки сочинять выглядят наивно, по-любительски, графомански. Второе условие - это готовность человека посвятить занятиям литераторством значительное время своей жизни. Причём, без расчета на какое-то вознаграждение. В том числе и на моральное поощрение. Понимаете, никто не гарантирует, что вас будут издавать, даже просто публиковать. Особенно поначалу, когда вы делаете первые шаги. Нужно вытерпеть этот период безвременья и безвестности, а это непросто.

Людям с врождённым литературным слухом филологии обучаться для того, чтобы понять это, не обязательно.

- То есть, писателем стать невозможно иначе как принеся себя в жертву искусству?

- Ну не буквально, но зачастую. Чтобы найти свою дорогу, стиль, сюжеты, время и усилия потратить придётся. Для человека прагматичного, в особенности который сам не пишет, понять писателя, ужиться с ним под одной крышей в семье бывает непросто. И сколько случаев, когда подающие надежду авторы писать прекращали.

- Это и понятно, некогда писать в стол, когда элементарно на жизнь надо зарабатывать.

- Молодые чаще «прорываются», потому что они по природе рисковые. Когда человек становится старше, набирается жизненного опыта, он может и способен писать лучше, чем в молодости. Но именно в зрелости писатели чаще всего и «заканчиваются», когда, казалось бы: ну вот, вот. Жизнь писателя сдерживает, а потом и побеждает.

Как острее чувствовать слово

- Допустим, у человека крепкий тыл, родные его поддерживают, книг он прочёл целый Эверест. Как надо писать, чтобы это было хорошо?

- Классик прав. Нужно исходить из правила: можешь не писать - не пиши. Если ты не пишешь и от этого несчастлив, не иди против своей природы. Я не верю, что при всей нашей загруженности, при всех наших проблемах в мире, в быту и на работе, невозможно каждый день выделить час-полтора. Потратьте это время, чтобы писать. Обстоятельства будут наваливаться, сила воли, чтобы противостоять им, потребуется недюжинная. Но кто говорил, что будет легко?

- Выходит, качество обеспечивается количеством написанного?

- Не так. Количество подтягивает качество. Важен ещё один момент. Быть может, он-то как раз первый и самый главный. Это наличие способностей. Возможно, они от рождения человеку даются, знаете, как музыкальный слух. У кого-то есть, а у кого-то его нет. Есть авторы, у них на уровне интуиции развито чувство формы. Как известно, нет абстрактных литературных произведений. Каждое, даже самое маленькое, подчиняется законам жанра. Для обычных читателей это не всегда очевидно, но профессионал всегда видит, как они структурированы. Вот начало, конец, кульминация, история, мораль. Людям с врождённым литературным слухом филологии обучаться для того, чтобы понять это, не обязательно. Рождённым с этим даром можно только позавидовать. Есть и другие бонусы. Здорово, когда писатель имеет базовое музыкальное образование, как, например, Дина Рубина. Или он художник как Тарас Шевченко. Это помогает острее чувствовать слово и видеть мир в красках. Не всегда отличные писатели получаются из филологов с «чистым» академическим образованием. И, напротив, всем известно, что тот же Чехов - практикующий врач.

- А как же утверждение, что писателя делают нелёгкая биография, лишения?

- Возможно. Такие примеры известны, и их немало. Если писатель сидит в кабинете, он свои сюжеты выдумывает. Бывают исключения, но, как правило, они слабее, менее убедительны, чем пережитые лично, взятые из жизни. Есть счастливчики, судьба им дарит приключения, встречи с интересными людьми. Соответственно, и чтиво получается увлекательнее. Другой вопрос: а стоит ли специально испытывать судьбу ради сюжетов? Вообще можно много говорить о ремесле. Существует огромная масса тренингов, курсов, на которых за ваши деньги из вас пообещают сделать известного писателя. Курсов, повторюсь, огромное количество. Но где же их выпускники, стали ли они знаменитостями?

На самом деле всё просто. Секрет писательского успеха в трёх главных составляющих. Это труд, упорный характер и немного удачи.

Проверьте себя

К сожалению, талант писателя невозможно определить сразу. Но существует простой алгоритм, испытанный на себе многими литераторами.

  1. Нужно что-то написать. Готовую работу покажите друзьям и родным: пусть почитают, откровенно выскажут своё мнение. Скорее всего, оно окажется необъективным: близкие люди постесняются вас расстроить. Поэтому попросите о том же малознакомых. Сопоставьте позиции. Если большинство вас хвалит – значит, есть за что.
  2. Многое можно понять по тому, как человек умеет рассказывать. Если истории, рассказанные вами, увлекают, вас слушают, затаив дыхание, боясь пропустить слово, то с большей долей вероятности вы хороший автор. Быть может, хороший писатель.
  3. Писать нужно постоянно. Большое видится на расстоянии. Это относится и к оценке качества литературы. У настоящего таланта должны быть две главные составляющие: техническая и интеллектуальная. Проще говоря, есть прирождённые стилисты, строчки в их тексте - как кружева, а вот сюжеты банальны, герои скучны. Есть другие авторы, которые «берут» закрученным сюжетом, интригой, а пишут при этом небрежно. Читателю обычно не нравится ни то, ни другое. В по-настоящему талантливой книге прекрасно всё: и форма, и содержание. Перекосы в ту или иную сторону, особенно в начале творческого пути, объяснимы и почти неизбежны. Поэтому важно смотреть на все произведения автора в комплексе. Заметно, что писатель над собою растёт? Толк будет. Топчется на месте? Увы, но, скорее всего, таланта нет.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Опрос

Где планируете провести отпуск или выходные?

Ответить Все опросы

Топ 3 читаемых

Самое интересное в регионах