248

Катали яйца и запускали «факела». Как отмечали Пасху в советское время

Ольга Аленева / Из личного архива

Пасха всегда была для россиян праздником особенным. Ее отмечали даже во времена Советского союза. Традиции в каждом регионе отличались, но одно по сей день остается неизменным – в этот день пекут куличи и красят яйца. «АиФ-Юг» публикует воспоминания наших соотечественников об одном из самых светлых праздников в году.

Мыли и украшали дома

«Я выросла в маленьком селе Каралат Астраханской области. Дом моих родителей стоял прямо на берегу речки. Он был высокий, деревянный, - рассказывает пенсионерка Татьяна Киселёва. – К пасхе родители готовились задолго. Мыли дом, причём не только внутри, но и снаружи. Красили его, мазали. В светлое Христово Воскресенье мы, дети, ходили по дворам славить. Кто угощал конфетами, кто яйцами, а кто и монет подкидывал.

Была у нас традиция катать яйца. Раскладывали их в линию и сбивали мячом. Чьё яйцо разбилось – выходил из игры. Вся ребятня села собиралась на поляне. А вечером запускали «факела». У многих в деревне были лодки, их рыбаки смолили, то есть покрывали смолой, но не кисточками, а специальными помазками. Так вот весь год эти помазки собирали, а на Пасху поджигали и запускали вверх. Естественно, всё это делали не вблизи домов, а на пустыре или на холме».

«В моем детстве тема религии была под запретом, - вспоминает жительница Тамбова Ирина Яковлева. - При этом два основных праздника, которые были любимы нашей семьей - это Рождество и Пасха. Мы тогда жили в деревне. Помню, к Пасхе мы тщательно убирали и украшали весь дом. Яйца красили сами, к празднику были свежеиспеченные куличи, в магазине мы их тогда практически никогда не покупали. Также обязательно делали вкусные домашние плюшки, блинчики и хлеб. Мама всегда поручала отнести молоко или творог тем соседям, у кого не было коровы. Причем продавать к празднику его в нашей семье было не принято, просто угощали.

Паски у цыган огромные. Кто-то сказал, что их цыганки пекут прямо в ведрах.

Несмотря на то, что родители отошли от православной веры, у них было трепетное отношение к Пасхе. О церкви тогда ничего не знали. Ни мы, ни наши родители не были воцерковленными людьми. До сих пор отчетливо помню, что была обязательная традиция посетить в этот день кладбище, и мне тоже всегда было интересно ходить со своей мамой. А бабушка всегда старалась к светлому дню сшить по новому платью для меня и сестры. Еще помню, почти всегда на Пасху было тепло. Мы играли в лапту, устраивали «битье яиц». Даже в детстве было ощущение счастья, того, что Пасха - самый лучший и радостный праздник. Всегда к нам приезжали в гости родственники.

Еще в моей памяти остался такой момент. Однажды в школе старший брат, отвечая на вопрос учительницы о том, какие он знает праздники, сказал: «Пасху и Новый год». Она ответила: «Таких нет, есть день Октябрьской революции и Первомай».

Без различий между религиями

Краснодарский край - многонациональный. На Кубани переплетено множество религий. Несмотря на это, православные и мусульмане всегда по-доброму относятся к традициям друг друга.

«Я мусульманка, и поэтому, в нашей семье Пасху не отмечали, - рассказывает уроженка Адыгеи Саида Жане. - Но мы всегда знали об этом празднике. Соседка тетя Шура пекла очень вкусные пирожки, красивый кулич и красила яйца. И все эти угощения она на тарелочке приносила нам. Я всегда с нетерпением ждала этого дня и сама хотела поучаствовать в покраске яиц. Сожалела, что у нас такой традиции нет. К слову, когда мы отмечали Уразу-Байрам, уже моя бабушка наносила ответный визит соседке. Она также пекла пироги, готовила национальные блюда. У нас были настолько добрососедские отношения, что мы, не делая различия между религиями, все праздники отмечали вместе».

«Несмотря на то, что время было советское, Пасху всегда у нас отмечали, - рассказывает жительница кубанской станицы Холмской Людмила Романова. - И в нашей семье, и все знакомые, которых я знала. Мы всегда к этому дню красили яйца луковой шелухой и ехали отмечать Пасху к нашим родственникам. Моя мама не умела печь куличи, зато двоюродная тетя, к которой мы ездили, была кулинаром от бога. Всегда пекла изумительные куличи на стол. Правда, тогда мы их не освящали в церкви, так же, как и яйца. Вообще это было не принято особо. Всё-таки время такое было. Обязательно бились яйцами по традиции, у кого первым треснуло, тот проиграл. Стол на Пасху у тети накрывали богатый. Кроме куличей и яиц, были и салаты, и горячее, и ещё пара тортов. Как на новый год. Сейчас я все так же крашу яйца луковой шелухой, собираю ее все зиму к празднику. Куличи всегда покупаю готовые. И по-прежнему не хожу освящать. Хотя церковь недалеко и всегда на Пасху перед ней выставляют стол, на который все желающие выкладывают яйца и куличи. А батюшка освящает. Но я как не привыкла с детства к этому, так и не делаю. В гости всегда в этот день жду сына и дочь с зятем. Накрою стол, посидим. Для нас, стариков, это хороший день - день, когда все наши любимые дети рядом».

Верили «втихую»

«Как многие советские семьи, наша семья верила «втихую», - рассказывает Наталья Куликова. - Службы в храме мы не посещали, однако дома всегда имелась святая вода и несколько церковных свечей, в шкафу стояли иконы. В моем детстве к Пасхе мама загодя заводила тесто, пекла много пирожков и сладостей. Отдельно готовились паски. Кстати, прожив десять лет в другом регионе, поняла, что «паска» - чисто кубанское слово.

Утром на лестничной клетке слышались призывы соседей друг к другу с приглашением «разговеться». Что это означало, мне было невдомек, но угощаться выпечкой соседки, переехавшей с Урала, очень нравилось. Ароматный рыбный пирог и яйца с отпечатками весенней зелени делали пасхальное утро праздничным и на восклицание соседки «Христос Воскрес» я послушно отвечала «Воистину Воскрес». Впрочем, не особо понимая смысл сказанного.

Однажды мы с мамой решили освятить паски и, сложив в сумку нехитрый набор, состоящий из куличей, окрашенных яиц и домашних вкусностей, в полночь вышли из дома. На подходе к храму людей становилось все больше. В нем было полно народа, и мы решили дослушать службу на улице. Люди становятся вокруг, на газетки, а то и просто в открытых сумках расставляют принесенное из дому. Очень много молодежи, которые пришли компаниями прямо с дискотеки. Группами стоят цыгане. До этого момента не подозревала, что они православные. Паски у них огромные. Кто-то сказал, что их цыганки пекут прямо в ведрах. Темная кубанская ночь освещается только звездами в небе и церковными свечами, что прихожане втыкают прямо в куличи. Песнопения церковного хора становятся громче, и вот из храма появилась процессия. Церковные служители несут штандарты, иконы. Батюшка щедро окропляет нас святой водой, я бы сказала, окатывает, и радостно возвещает «Христос Воскресе». И такая радость наполняет душу, становится очень весело, и как-то светло на душе. Атмосфера вокруг непередаваемая, трудно подобрать слова. Наверное именно это и есть благодать… И все хором: «Воистину Воскресе». Мы остаемся с ощущением праздника, а процессия идет дальше. И долго-долго еще слышны песнопения, и возгласы батюшки и отвечающих ему тех, кто приехал в эту ночь встретить Пасху у главного храма райцентра. На место собиравшихся домой становились новые прихожане, не один круг пришлось сделать в ту ночь священнику, чтобы освятить, поздравить всех желающих.

Освобождая место вновь прибывшим, никто не уходил. Все ждали пасхальный колокольный перезвон. И когда он прозвучал над спящим городом, проникая в каждую душу, пришло понимание, что вот он, наступил светлый праздник воскресения Христова, светлая Пасха».

Голодным студентам – тоже праздник

Одна из пасхальных традиций на Кубани – это семейные походы на Кладбище. Радоницу и вовсе в крае сделали выходным днем.

«В начале двухтысячных, когда мы были студентами, жили в общежитии и постоянно хотели есть, - рассказывает Виктор Ионов. - Сосед предложил съездить на Славянское кладбище. «День поминовения – пирожков насобираем, яиц крашеных поедим. Да и делать все равно нечего». Аргументы оказались весомыми. Но когда доехали, показалось, что уже поздно - тут конкуренция, однако. Навстречу с огромными сумками семенил целый цыганский табор, рядом другие перебирали добычу. Могилы рядом с дорожками были пусты – только кое-где к земле прилипли салфетки, видимо, другие уже потрудились. Но вскоре глазастый сосед увидел несколько пирожков и кучку конфет на небольшом памятнике. Я подошел, присел, чтобы собрать, и услышал, как меня зовут по имени. Решил, что показалось, и продолжил укладывать пирожки в пакет, но кто-то продолжал звать. Поднял голову – на столике у соседней могилы сидела однокурсница, похоже, с родителями. Они усадили ребят за столик, налили по сто грамм водки – помянуть родственников, насыпали в пакет конфет, выпечки и положили туда же бутылку красного вина. На этом цель похода была достигнута. Собрали ещё немного пирожков, чтобы отвезти оставшимся в общежитии».

Оставить комментарий (0)

Опрос

Собираетесь ли вы вакцинироваться?

Ответить Все опросы

Топ 3 читаемых

Самое интересное в регионах