В Краснодаре завершился образовательный проект «Мама-предприниматель», в котором 34 женщины получили знания, необходимые для открытия и масштабирования своего бизнеса. А победительницы проекта – еще и гранты на развитие и продвижения своего дела. Рассказываем, на какую поддержку могут рассчитывать мамы, начинающие свой бизнес.
От свечей до прачечной
На Кубани в проект попали женщины с самыми разными проектами: по выращиванию цветов, изготовлению свечей ручной работы, производству патриотических игр, спортивной одежды для детей, руководительницы спортивно-танцевальной студии акробатики и воздушной гимнастики для детей и подростков, столярной мастерской, прачечной самообслуживания, частного детского сада и других.
Мамы разрабатывали дорожные карты масштабирования либо старта собственного дела, получали знания, необходимые для ведения бизнеса. А в финале представили уже готовые проекты, которые профессиональные эксперты оценивали по экономической обоснованности, рентабельности, оригинальности и социальной значимости. Выбрали в итоге эксперты бизнес-план Елены Васьковой.
Необходимость развиваться
Девушка – мастер по восстановлению и окрашиванию волос. В собственной небольшой студии кроме этого она проводит мастер-классы по производству изделий из эпоксидной смолы. Полгода на подарки для родных и близких делала свечи из натурального соевого и кокосового воска. В январе девушка решила продавать их на маркетплейсах и оказалось, что они пользуются спросом.
«На проект я пришла для того, чтобы масштабировать именно историю со свечами, - говорит Елена Васькова. – В какой-то момент я почувствовала острую необходимость развиваться. И получила достаточную базу знаний для ведения бизнеса».
Елена Васькова стала победителем и получила грант на сумму сто тысяч рублей на развитие своего дела.
«Этих денег мне как раз не хватало, чтобы сделать маленький шаг к масштабированию проекта, - признается Елена Васькова. - Скажу честно, тешила надежду, что смогу получить этот грант, и вот у меня в руках сертификат - и это невероятно! Кроме этого, именно на проекте у меня появилось ощущение значимости своего проекта. Из такого количества заявок выиграла именно моя. Это придает мотивации».
Елена с центром «Мой бизнес» познакомилась необычно – не она пришла за консультацией, а центр заказал у девушки свечи с логотипом.
Получила я также поддержку в виде бесплатной рекламы на экранах города.
«Тогда подписалась на телеграм-канал центра и теперь каждое утро начинаю с него, - рассказывает Елена. – Благодаря этому узнала о многих мерах поддержки, мастер-классах, обучающих программах. Конечно, хочется побывать на всех, но маме-предпринимателю непросто. Ведь кроме прочего надо детей, а у меня их двое, отвезти, встретить, накормить, косы заплести. Но все равно недавно прошла мастер-класс по ведению социальных сетей, теперь привожу в порядок свою группу Вконтакте, до этого она у меня сырая была».
Недавно Елена Васькова воспользовалась еще одной услугой регионального центра «Мой бизнес» - бесплатной разработкой фирменного стиля, сейчас дорабатывает этикетку на свои свечи.
«Получила я также поддержку в виде бесплатной рекламы на экранах города, - продолжает Елена. – Продвижения моих свечей в социальных сетях».
Начали с соцконтракта
Отметили эксперты программы и дело Анны Маликовой из Северского района. Она вместе с мужем Станиславом, бывшим столяром-краснодеревщиком, решила начать семейное дело – заниматься производством изделий из дерева. Для начала нужны были деньги на покупку необходимого оборудования – выручил социальный контракт. Анна стала одним из первых самозанятых, заключивших его в своем районе.
«С помощью центра составили бизнес-план – просчитывала я все сама, в центре помогли правильно оформить для получения соцконтракта, - рассказывает Анна Маликова. -Когда заключили контракты, то на эти деньги приобрели станок ЧПУ, торцовочную и паркетную пилу, рейсмус».
Изначально семья думала производить детскую мебель, но планы неожиданно изменились.
«С мужем договорились так – он ручной обработкой дерева занимается, я - на станке ЧПУ, - продолжает Анна. – И для тренировки стала на нем делать менажницы – это большие тарелки с перегородками для разных продуктов. Выставила результат в соцсетях – и сразу начались заказы. Тогда мы и скорректировали наш бизнес-план, сейчас производим доски для подачи, менажницы, тарелочки, доски для ролл, соусники из массива дуба, бука, ключницы, коробочки, полки, реквизит для квестов. Практически все, что хотят клиенты. 80% заказов приходит из социальных сетей и сайта интернет-объявлений, остальные – через сарафанное радио и из различных общих чатов».
Мастерская Анны получила дополнительную поддержку - бюджет на продвижение товаров на цифровых рекламных поверхностях. Ранее Анна принимала участие в других мероприятиях центра «Мой бизнес» - она прошла обучение в «Школе молодого предпринимателя. Бизнес молодых», побывала в бизнес-лагере «Мой бизнес» для самозанятых.
«Везде обучение интересное, спикеры разумные, объясняют все четко, раскладывают по полочкам, - продолжает Анна Маликова. – Из тех знаний, которые получила, стала использовать то, что нам говорили о развитии социальных сетей: как писать в них, фотографировать, что постить. И уже вижу результат.
У нас и раньше был логотип, я сама делала, но новый на совершенно ином уровне. Дизайнеры будто в душу мне заглянули и сделали именно то, что надо. Кстати, во время работы над логотипом я тоже кое-чему научилась – что спрашивать у заказчика, как узнать, что он хочет. Ведь и мне приходится у клиентов мастерской узнавать, что они хотят получить на выходе».
Работа в мастерской кипит, к семейному делу присоединились и дети – у пары сын Тимур и дочь Мария. Тимур сейчас самостоятельно делает небольшие гипсовые фигурки, которые пользуются популярностью у заказчиков.
«Дальнейшие планы – купить еще один станок, на это планируем брать заем в Фонде микрофинансирования Краснодарского края, - говорит Анна Маликова. – Уже посмотрели – для нас, как деревообработчиков, есть программы под 2% годовых, осталось только предыдущий кредит закрыть».