Работы Юрия Сташа известны далеко за пределами региона, и даже страны. На протяжении многих десятилетий 93-летний дизайнер меняет представление о традиционном национальном костюме. Подробнее – в нашем материале.
Платье со смыслом
В руках Юрия Сташа обычный адыгский женский наряд (сае) превращается в арт-объект. В арсенале мастера больше сотни работ декоративно-прикладного искусства, но платья, посвященные родной республике, толерантности, экологии, СМИ, навсегда вошли в историю. Около 40 работ Юрия Махмудовича с 2010 года выставлены в Северокавказском филиале музея Востока в Майкопе.
«Свою первую выставку я провел еще в 1970-х годах. Тогда не так активно увлекался женским костюмом, а делал всякие аксессуары в национальной тематике и шкатулки. Организаторы все это и выставили. Был поражен, что многие гости оценили мой труд. Позже я придумал и собрал «Планету информации», где на красном женском платье с крыльями нанесены логотипы мировых и региональных СМИ, «Фишт» для Олимпиады в Сочи, наряд для амазонки из Габукая. На последнюю работу меня вдохновили раскопки. По словам археолога Аслана Това, в Габукае ученые нашли скелет женщины, а рядом с останками лежало оружие. Над образом амазонки я работал около полугода. Для создания использовал замшу, металл, золотые нити и оплетение», - объяснил мастер.
В 2023 году Юрий Сташ создал новое платье «В поисках добра и мира» - черно-красное сае с золотым шитьем, поясом и головным убором в комплекте. Наряд с необычными символами отделан мехом, что редкость для местного костюма.
«Узор на платье складывается из иероглифов клинописных текстов хаттов - древнейшего народа, жившего около пяти тысяч лет назад. Хатты являются предками современных адыгов. Доказательством тому служит сходство языков. Например, лингвист Хаути Пхитиков пишет, что абхазо-адыгская языковая группа родственна с древним хаттским. Более того люди, владеющие адыгейским, при определенных навыках могут свободно читать древние клинописные тексты. Также я узнал, что первый мирный договор в истории человечества заключили именно хатты и египтяне. Дипломатия и толерантность мне показались как никогда важными именно сейчас, поэтому свое высказывание я сделал с помощью платья», - поделился Юрий Махмудович.
Стал мастером на чужбине
Юрий Сташ появился на свет 28 сентября 1931 года в ауле Габукай Адыгейской автономной области Краснодарского края. Как рассказал мастер, при рождении его назвали Юнусом. Юрой же прозвали в Грузии, куда семья вынуждена была переехать.
«Когда мне было три года, вместе с родителями и семьей дяди нас выслали в Кемеровскую область. Там папа работал на заводе, а мама шила одежду для нас и соседей. Благодаря ее мастерству я начал интересоваться шитьем», - вспомнил Юрий.
В 1937 году Сташ вернулись в родной аул, но продолжить спокойную жизнь в уютном доме не смогли. Из-за репрессий семья вынуждена была отправиться в Грузию.
«При жизни родители так и не рассказали мне, из-за чего же нас тогда преследовали власти. Уже молодым парнем узнал от бывшего директора национального музея Адыгеи, что я - потомок убыхов, а в советское время нельзя было распространяться о своем происхождении», - рассказал модельер.
Из Грузии Сташ уехали в Абхазию. Тут Юрий Махмудович провел больше 20 лет. Здесь же 17-летним юношей устроился учеником в швейную мастерскую.
«Мне несказанно повезло с учителями! Меня обучали непревзойденные мастера-закройщики Михаил Гершман, Борис Белау и Александр Крупинский. Чтобы быстрее вникнуть в дело, я выучил мингрельский и польские языки, так как журналы мод тогда привозили из Польши. В них печаталась вся необходимая мне информация. Вскоре стал мастером-закройщиком, причем довольно известным. Тогда я изготавливал мужские костюмы», - уточнил Юрий Махмудович.
Азы работы с женскими нарядами Сташ освоил сам. Одним из первых его работ было пальто, которое сшил для жены первого секретаря обкома Изольды.
«Она принесла чье-то пальто и попросила сделать копию. Работу я выполнил за одну ночь. Изольда же вещь забрала, но платить не стала. Не поверила, что я смог повторить творение грузинского дизайнера. Позже у нее начали интересоваться, кто же автор шикарного пальто, но та ссылалась на грузин. Так продолжалось, пока соседка не узнала мою «руку» и не пристыдила Изольду. В итоге она заплатила мне двойную цену в 50 рублей. Следом пошел поток клиентов, которые за эту сумму хотели красивую вещицу», - сказал Юрий.
Искусство от всех бед
Определившись с будущей профессией, Сташ поступил в Московский политех, где приобрел довольно редкую по тем временам специальность - «конструктор-модельер». Уже известный мастер вернулся на малую родину в 1967 году. В Майкопе Юрий Махмудович возглавил областную швейную экспериментальную мастерскую, преподавал моделирование и конструирование одежды в местном учебном комбинате и институте усовершенствования учителей.
«Здесь я не мог самовольно обшивать всех желающих. Клиентов ко мне присылал старший начальник службы быта Рашид Хут. В основном это были чиновники. Моя работа заключалась в том, чтобы снимать мерки с моделей, делать наброски костюма. Все остальное выполняли мои помощники», - вспомнил модельер.
При этом душа художника хотела творить. И Юрий Махмудович изучал книги по истории, осваивал тонкости и приемы народных промыслов. Вскоре Юрий Сташ начал создавать свои платья-символы. Помимо нарядов модельер делает философские панно на глобальные темы. Одной из самых впечатляющих является «Зеркало», приуроченное к Году экологии. Холст покрыт фрагментами цветного пластика, а надпись на русском и адыгейском языках гласит: «Вы видите отражение того, кто в ответе за чистоту на Земле». Сейчас Сташ готовит новую серию панно. По задумке мастера коллекция будет состоять из сотни маленьких «картин», которые вновь напомнят людям об эмпатии, терпимости и добре.
«Работа для меня - это арт-терапия, благодаря которой преодолевал трагические события в моей жизни. В тяжелое время я мысленно уходил в другой, параллельный мир. Для меня важен не столько результат, сколько сам процесс творчества. Думаю, что искусство - лучшее лекарство для человека», - заявил Сташ.