Лето сейчас в самом разгаре, все социальные сети пестрят фотографиями переполненных пляжей Краснодарского края. На август приходится пик нагрузки, а потому номерной фонд популярных курортов забронирован под завязку. При этом билетов - как на юг, так и обратно практически не найти. Даже выросший ценник на них не мешает туристам раскупать все, что появляется в продаже в считанные минуты. Ажиотаж в сезон бьет и по людям, у которых возникла экстренная необходимость отправиться по делам или в командировку. Их шансы приобрести билеты за адекватную цену практически равны нулю. Рассказываем подробности.
Турпоток бьет рекорды
Еще на старте сезона-2024 было понятно, что этим летом туристов на черноморских курортах будет больше обычного. На дворе август, бархатный сезон еще впереди и окончательные итоги подводить рано, но прошлогодние показатели давно оставлены позади.
Так, Сочи готовится к встрече пятимиллионного туриста. Только в августе на курорте планируют принять более миллиона туристов. Местные отели загружены на 91 %, номерной фонд горного кластера - на 79 %.
Не отстает в популярности от Черного моря соседнее Азовское. Турпоток в этом направлении в сравнении с прошлым годом вырос на 20 %. Ейский, Темрюкский, Приморско-Ахтарский, Славянский и Щербиновский районы уже посетили около 900 тысяч человек.
Всего в сезоне текущего года на курортах Краснодарского края планируют принять рекордные 19 миллионов отдыхающих. Как рассказала заместитель министра курортов, туризма и олимпийского наследия Кубани Инна Петухова, регион уже принял 8,3 млн туристов, еще 3,2 млн посетили Кубань с экскурсиями.
Всего на конец августа на курортах Черного и Азовского морей забронировано более 85 % номерного фонда.
Билетов нет?
Ожидаемо, что к такой массе россиян не вполне были готовы перевозчики, а потому на южные направления образовалась нехватка билетов. Ну а спрос напрямую влияет на ценообразование, «кусается» сейчас даже стоимость плацкарта.
За первое полугодие полка в плацкарте «на юга» подорожала на 23 %. По данным ФАС, средний ценник за 100 километров в таком вагоне составляет 287 рублей.
Согласно открытым источникам, стоимость билета на поезд Москва-Анапа стартует с 5,3 тысяч рублей. Путешествие в купе обойдется не менее 7,9 тысяч рублей. За место в СВ придется выложить 25,2 тысячи. На момент написания материала на выбранную дату из девяти следующих в данном направлении составов билеты были лишь в одном. При этом их количество уменьшается буквально на глазах, и если один человек еще может что-то выбрать, то уехать на море семьей шансов практически нет.
Учитывая, что направляющиеся на отдых в Геленджик, Туапсе или, к примеру, в Кабардинку туристы чаще едут до Новороссийска, рассмотрим положение дел в этом направлении. Из Москвы в город-герой в плацкартном вагоне можно доехать за те же 5,3 тысячи рублей. Место в купейном вагоне обойдется в 17,2 тысячи. Из шести составов на выбранную дату места были только в двух – один плацкарт в простом поезде и одно место в купе в фирменном составе.
В мегапопулярный еще с советских времен Сочи по железной дороге и вовсе не добраться – на выбранную нами дату в десяти едущих туда составах в продаже имелся лишь один билет в купе стоимостью 15,8 тысяч рублей.
Желающим во что бы то ни стало попасть на море следует учесть, что ситуация с железнодорожными билетами меняется непрерывно - кто-то выкупает их, у кого-то меняются планы и билеты сдаются, а наблюдающее за ситуацией руководство РЖД может увеличить количество едущих в южном направлении вагонов. Поэтому руку следует держать «на пульсе» и следить за реализующими билеты сайтами.
А что с самолетами?
В Сочи работает единственный в Краснодарском крае аэропорт, а значит можно рассмотреть короткий воздушный путь на побережье. Однако так как авиабилеты по направлению Москва-Сочи с августа по октябрь пользуются повышенным спросом, средняя их стоимость в данный период составляет 18,9 тысяч рублей.
Прямые рейсы из Москвы в Сочи выполняют авиакомпании:
- Nordwind Airlines (4 дня в неделю)
- Якутия (4 дня в неделю)
- S7 Airlines (ежедневно)
- Аэрофлот (ежедневно)
- Уральские авиалинии (ежедневно)
- Utair (ежедневно)
- NordStar (6 дней в неделю)
- Ред Вингс (4 дня в неделю)
- Победа (ежедневно).
«Мне по работе срочно нужно было попасть в Сочи. Командировка была экстренная, а потому заранее билетов не бронировала. За неделю до даты вылета хороших вариантов уже не оставалось, и на дорогу туда-обратно я потратила более 40 тысяч рублей», - рассказала жительница столицы Клавдия Карницкая.
Недорого и всегда есть билеты
Многие не рассматривают в качестве альтернативного решения автобусное сообщение на дальние направления, и делают это напрасно. К примеру, из Москвы осуществляются регулярные рейсы в Краснодар. Билеты всегда в наличии, а поездка проходит в довольно комфортных условиях.
«В Краснодар всегда езжу на автобусе. По времени занимает около 18 часов, чаще приезжаю быстрее. Билеты - без проблем, беру онлайн. По времени и цене - хорошая альтернатива железной дороге.
Автобусы комфортабельные, каждые 3-4 часа делают остановки с туалетами и пунктами питания, можно размять ноги. Трасса прямая, если чувствуешь поворот - значит, поворачиваем на остановку», - поделилась опытом автобусных поездок жительница Москвы Елена Бондаренко.
Согласно открытым источникам, автобусный рейс в Анапу обойдется москвичам от 4,2 тысяч рублей до 17 тысяч. Время в пути – от 20 до 25 часов.
Билетов на автобусы в Краснодар также в избытке, цена стартует с 4 тысяч рублей. Время в пути – от 15 до 21 часа.
Поездка Москва-Геленджик обойдется от 4,2 тысячи рублей до 17 тысяч. В дороге москвичи проведут от 18 до 25 часов.
А как внутри края?
Жителям Краснодарского края и тем, гостям региона, которым нужно добраться на на море из неприбрежного города, не легче – билетов на «Ласточку» нет вообще. На выбранную дату из шести скоростных поездов (4,5 часа в пути) журналисту не удалось найти ни одного билета. При этом проезд в комфортабельном вагоне стоит в районе полутора тысяч рублей, но вплоть до 20 августа билеты выкуплены полностью.
«Пару лет назад в Сочи мы «гоняли» просто на выходные. Для жителей Краснодара было нормальным уехать туда в пятницу, чтобы в воскресенье вернуться. Последние годы это практически невозможно.
По краю ситуацию спасают обычные электрички. Только вот в них отсутствуют кондиционеры, они переполнены и едут долго, но зачастую это единственный шанс добраться до места назначения.
«В середине июля мы поехали в Новороссийск. Не помню, были ли билеты на «Ласточку», но три раза в день туда ходит обычная электричка. Заранее на сайте билеты на нее купить нельзя. Перед отправлением их можно приобрести на вокзале. Стоят они около 500 рублей.
Мы выехали в пятницу на вечерней электричке, доехали до Новороссийска, потом вызвали такси и за 800 рублей доехали до Геленджика», - рассказала жительница краевого центра Светлана Ваницкая.
Также в Сочи можно добраться автобусом. Тут билетов хватает, автобусы отправляются несколько раз в день. В минусы запишем время в пути (более шести часов, ведь все побережье в пробках, а сама трасса - серпантин) и стоимость билета (3,8 тысяч рублей).
Но туристов привлекает не только побережье. Жители соседних регионов часто приезжают в Краснодар. Выяснилось, что сюда тоже непросто добраться.
«В августе мы с семьей собрались поехать в Краснодар и решили заранее, за три недели до поездки, приобрести билеты на «Ласточку». Зашли на сайт РЖД, а билетов не было», - рассказывает жительница Ростова-на-Дону Валентина Касьянова.
Ах, эти пробки
Чтобы не зависеть от авиа- и железнодорожных билетов, а также быть более мобильными в поездках по краю, ведь на Кубани есть что посмотреть, многие семьи в отпуск отправляются на личном автомобиле. Но и тут не все гладко.
На горло мечте о легкой и приятной поездке по автодорогам региона наступают знаменитые пробки, в которых порой можно провести несколько часов. И самая знаменитая из них – так называемое «бутылочное горлышко» в районе Горячего Ключа.
Так, в июле там неоднократно образовывался затор. Автомобилисты томились в десятикилометровой пробке не менее трех часов. И это – привычная картина в этих местах для летнего сезона.
«Решив отдохнуть в Туапсинском районе, мы в субботу на машине выехали из Краснодара в 4 утра. Постояли в пробке в Горячем Ключе около часа. В Лермонтово мы въехали спустя 2,5 часа после выезда из дома. Это отличный результат, но надо выезжать как можно раньше.
Обратно отправились в воскресенье в 12 часов дня, рассчитывая к вечеру быть дома. В Яндекс пробках мы видели, что от Джубги до Горячего Ключа дорога красная. Зная, что пробки начинаются после обеда, и в них можно провести до пяти часов, было решено выехать заранее, чтобы их проскочить. Но не тут-то было. Выехав из Лермонтово в полдень, в Краснодар мы прибыли в полночь. Да, на дорогу ушло ровно 12 часов. Из них час потратили на устранение поломки автомобиля. Все остальное время мы просто стояли в пробке. Она даже не двигалась.
В воскресенье лучше не уезжать с моря этой дорогой. В это время через Горячий Ключ едет, без преувеличения, весь край и все туристы», - вспоминает Наталья Владимирова.
Как пояснили в пресс-службе Госавтоинспекции Кубани, эти пробки традиционны, так как параметры дорог в районе Горячего Ключа не соответствуют интенсивности транспортного потока. Так, в районе Горячего Ключа транспорт из трех полос съезжается в одну. Кроме того, в сезон транспортный поток достигает 42 тысяч единиц в сутки. С этим остается только смириться. В ведомстве рекомендуют проезжать этот участок пути ночью. Так и сделала семья жительницы Краснодара, решившая несколько дней отдохнуть в Геленджике.
Обратно, зная об огромных заторах в воскресенье в сторону Краснодара, мы выехали вечером и быстро доехали домой. Так что никаких проблем с дорогой у нас не возникло», - поделилась лайфхаком как избежать пробок Анна Старченко.
У кого нет машин, могут воспользоваться такси. Дорога от Краснодара до Анапы обойдется не менее 6,4 тысячи рублей в классе «эконом», ценник на «комфорт» стартует с 7,1 тысяч. До Джубги от краевого центра можно добраться за 5,1 тысяч в «экономе», в «комфорте» - 6,6 тысяч рублей. За поездку в Туапсе придется раскошелиться на 7,3 тысячи. Любителям комфортной поездки она обойдется в 9,3 тысячи рублей.
Но неважно, сколько вы платите таксисту, и каким классом едете, стоять придется в тех же пробках, ведь дорога для всех одна.
А обратно?
Попасть на море хорошо. Но по окончании отдыха неплохо было бы вернуться домой. И тут снова проблема. К концу лета обратных билетов также нет, но те, что есть, зачастую не по карману даже небедным москвичам.
Опубликованное в МК сообщение отдыхающей в Анапе московской мамы «Петя к 1 сентября опоздает, 73,5 тысяч на билет у нас нет, отправляем одну Бусю, встречайте», разлетелось по пабликам и соцсетям.
Да, если на море добраться было сложно, но возможно, то уехать назад и вовсе маловероятно. Все, что предлагает РЖД – это либо неудобные и зачастую дорогие стыковочные рейсы, либо новая опция «пересадка внутри одного поезда», когда билеты покупаются на отрезки маршрута, а пассажиры со всем скарбом перебегают из вагона в вагон, занимая места согласно купленным на данный отрезок пути билетам.
На самом деле билеты с пересадкой до Москвы условная Петина мама приобрести может по цене от 7,4 тысяч до 98 тысяч. Однако мы не знаем, велика ли семья, но как минимум Петю с собой везти ей придется. А это уже два билета, которые даже на стыковочные рейсы вместе найти сложно. К тому же, между двумя поездами бывает большой разрыв по времени, и согласитесь, с измученными дорогой детьми ожидать пересадки в чужом городе удовольствие сомнительное.
Зато «хвостики», которых любящие хозяева захватили с собой полаять на прибой и помочить в море лапки, в любой момент могут уехать в столицу. Услуга «перевозка животных без сопровождающего» доступна в каждом составе. Стоит это от 2,6 тысяч рублей, питомец будет путешествовать в багажном купе без владельца. В пункте назначения его должны встретить.
Стремительно выросшей стоимостью билетов на поезда с Черного моря и их нехваткой заинтересовались в прокуратуре. По информации пресс-службы Южной транспортной прокуратуры, ведомство проверит соблюдение прав пассажиров. По результатам проверки рассмотрят вопрос о принятии мер реагирования.
Советы, как действовать, если на поезде не уехать - те же - присмотреться к автобусным рейсам.