Аргументы и Факты
kuban.aif.ru
16+
Кубань
Аргументы и Факты
kuban.aif.ru
16+
Кубань
Примерное время чтения: 7 минут
528

Море очистили. Водолазы завершили уборку мазута у берегов Анапы

«АиФ-Юг» № 39 24/09/2025 Сюжет Разлив мазута в Черном море: ликвидация ЧС

Министерство транспорта РФ сообщило о том, что работы по сбору мазута с морского дна после крушения танкеров в Керченском проливе завершены. За все время водолазы собрали более двух тысяч тонн замазученного грунта. Подробнее — в нашем материале.

Ситуация — на контроле

На прошлой неделе заместитель председателя Правительства РФ Виталий Савельев провел заседание комиссии, которая координирует восстановление после чрезвычайной ситуации, вызванной крушением танкеров в Керченском проливе. Во время мероприятия вице-премьер заявил, что работы по подъему песко-мазутной смеси со дна завершены.

Напомним, в декабре прошлого года танкеры «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239», перевозившие в общей сложности более девяти тысяч тонн мазута, из-за шторма потерпели крушение в Керченском проливе. «Волгонефть-212» затонула, второе судно село на мель в районе мыса Панагия, в марте его оттуда утилизировали.

В результате произошел разлив нефтепродуктов. По оценкам Минприроды, примерно четыре тысячи тонн вылилось в море. Больше всего пострадало побережье Краснодарского края, в частности, Анапы и Темрюкского района. В Анапе был объявлен режим чрезвычайной ситуации.

Все это время спасатели, сотрудники районных администраций и муниципальных организаций, волонтеры участвовали в ликвидации последствий. Они собирали мазут и с берега, и с морского дна, применяли научные разработки и подручные средства. В ход шло все, что помогало очистить берег и Черное море. По данным Морспасслужбы, специалисты очистили более 1283 км береговой линии, в том числе повторно. За время операции собрано свыше 181,5 тысячи тонн загрязненного песка и грунта. Работы по утилизации этих материалов продолжаются.

Водолазы подняли со дна более двух тысяч тонн замазученного грунта. По информации краевого оперштаба, с 10 по 17 сентября они вытащили на сушу последние 443 мешка нефтепродуктов. Всего было сделано более 21,5 тысяч погружений, собрано свыше 22 тысяч мешков мазута общей массой две тысячи тонн. Работу вели на 19 участках вдоль берегов Анапы, Джемете, Витязево, а также поселков Веселовка, Волна и Артющенко в Темрюкском районе. Протяженность территории очистки — почти 14 километров. Мазут собирали вручную, лопатами и с помощью специальных насосных устройств.

Теперь очистка морского дна официально считается завершенной. Но специалисты продолжат мониторить ситуацию и проводить подводные работы в районе затонувших частей судов.

Десять мешков на каждого

Спасатель ЮРПСО МЧС Росии Сергей Смирнов из Сочи работает водолазом-спасателем больше 15 лет, но собирать нефтепродукты с морского дна ему довелось впервые. Обычно он занимался поиском утонувших людей, затопленных автомобилей, обследованием пляжных зон перед началом курортного сезона. После разлива мазута в Черном море Сергей вместе с коллегами прибыл в Анапу для ликвидации последствий ЧС.

«Я попал туда в начале февраля, к тому моменту уже был примерно определен алгоритм наших действий, — рассказывает он. — Работать было непросто: вода ледяная, мазут густой и вязкий, как пластилин, тяжело отделялся от дна. Его нужно было зачерпывать лопатой и складывать в мешок. Придумали специальную установку, к которой крепили мешки, чтобы руки были свободны. Руки в холодной воде замерзали, мы перепробовали разные перчатки. Чтобы не запачкать водолазные, надевали поверх них строительные, медицинские. Потом даже пробовали пользоваться перчатками для электриков. Все быстро портились и рвались. К тому же и ветер дул сильный, холодно было выходить из воды. Хотя температура воздуха была около нуля, по ощущениям она казалась гораздо ниже. Весной и летом работать было намного комфортнее».

В любое время года видимость под водой, как рассказывает Сергей, не дальше пяти метров. Оценить размеры мазутного пятна на глаз было невозможно, потому и результаты труда казались поначалу невидимыми.

«Изо дня в день мы „грызли“ это пятно. За рабочую смену водолазы погружались несколько раз. Глубины разные: возле Витязево — до восьми метров, рядом с Джемете — пять метров. Под водой проводили примерно час, за это время каждый успевал собрать минимум три мешка мазута, а за смену один водолаз поднимал по 8-10 мешков. Вес каждого 40-50 кг. Единственное, непогода и штормы иногда не позволяли проводить работы», — говорит он.

Сергей Смирнов приезжал в Анапу на две недели, а потом одну бригаду сменяла другая. Его последний рабочий день пришелся на 18 сентября, прямо накануне объявления о завершении работ по очистке.

«Под водой недавно задумался: вот только освоился, понял, как удобнее всего собирать мазут — ложишься на дно, ногой подталкиваешь лопату и подгребаешь песок, — а теперь этот навык уже никогда не пригодится. По крайней мере, надеюсь, что подобного больше не случится, — продолжает он. — Хорошо, что все закончилось, меня ждет семья. Из-за частых командировок дети сильно скучали по мне, да и домашних хлопот накопилось».

Ложишься на дно, ногой подталкиваешь лопату и подгребаешь песок, теперь этот навык уже никогда не пригодится.

Вернувшись в Сочи, Сергей снова займется своей основной работой — спасением людей. Он помогает туристам, потерявшимся в горах, ищет пропавших грибников в лесу, участвует в эвакуации тяжелых пациентов и т.д.

«Работа в Анапе, наверное, запомнится мне звуком скотча. Им мы обматывались поверх защитного костюма перед каждым погружением, чтобы не испачкать водолазное снаряжение. А после выхода из воды опять же отрывали скотч, снимая „обмундирование“. Этот хруст сопровождал нас постоянно. Поначалу расходовали скотча больше, а потом приходилось также долго отрывать. Со временем натренировались и научились идеально рассчитывать количество ленты, — говорит Сергей. — Работа под водой сама по себе успокаивает и напоминает медитацию. Ты слышишь только собственное дыхание. Никаких посторонних мыслей, тревоги или волнений. Просто спокойно выполняешь то, что должен».

Мониторинг продолжится

Уроки, извлеченные из катастрофы 2007 года, стали основой для пересмотра государственных стандартов контроля, направленных на минимизацию рисков аварийных ситуаций. Несмотря на завершение работ по сбору мазута, экологи продолжают мониторинг состояния морской среды в районе Керченского пролива. Проводятся регулярные исследования проб воды и грунта, оценивается состояние популяций рыбы и других морских обитателей. Цель мониторинга – выявить возможные остаточные загрязнения и принять меры по их ликвидации.

Министерство транспорта РФ подчеркивает, что обеспечение экобезопасности акватории является приоритетной задачей при осуществлении судоходства в Керченском проливе. Разрабатываются дополнительные меры по предотвращению подобных аварий в будущем, включая усиление контроля за техническим состоянием судов и совершенствование систем навигации.

Также рассматривается возможность создания специальных служб быстрого реагирования для оперативной ликвидации последствий возможных аварийных разливов нефти. Ведь постоянное совершенствование системы экологической безопасности – залог сохранения уникальной экосистемы Керченского пролива для будущих поколений.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Опрос

Из каких источников вы узнаете новости?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах