Примерное время чтения: 7 минут
370

Мстислав против Редеди. Как князья устроили поединок на Тамани

Сюжет Живая история Кубани
На месте, где была Тмутаракань, нашли остатки фундамента церкви.
На месте, где была Тмутаракань, нашли остатки фундамента церкви. Commons.wikimedia.org

В рамках проекта «Наследие и наследники Боспорского царства» мы рассказали о многих событиях, которые происходили на территории современной Кубани. А многие ли знают, что знаменитая схватка князя Мстислава с касожским князем Редедей тоже произошла в здешних местах, а точнее в районе Тамани.

А был ли подвиг?

Итак, лаврентьевская редакция «Повести временных лет» и Никоновская летопись содержат подробный рассказ о войне Мстислава с племенным союзом ясов и касогов, возглавляемых Редедей, в 1022 году.

В центре внимания летописцев оказался личный поединок предводителей сторон, который также отражен в «Слове о полку Игореве»: «Песнь пояше… храброму Мстиславу, иже зареза Редедю предъ пълкы касожъскыми».

Историки считают, что возможность таким образом решить исход войны говорит о переходности эпохи, в которой жили князь Мстислав и его современники. Трудно представить себе исход Куликовской битвы поединком московского князя Дмитрия и ордынского темника Мамая! И дело не в отсутствии личной смелости. Государственные мужи XIV в. да и их подданные уже не могли себе позволить доверить судьбу своих стран превратностям личного состязания. А в те времена, когда жили Мстислав и касожский князь Редедя, очевидно, на Тамани и Северном Кавказе еще был в ходу подобный старинный обычай. Он предписывал бороться без оружия, хотя, очевидно, предполагал возможность добить проигравшего кинжалом, как и сделал в конце боя Мстислав. Судя по всему, это входило в правила, ведь дружина зарезанного Редеди не кинулась в бой мстить за своего предательски убитого вождя, а признала победу русского князя. То же касалось и семьи поверженного Редеди.

Почему-то достойным подвигом, а не предательской уловкой представлен исход поединка Мстислава и Редеди в «Слове о полку Игореве». Согласно летописи, в 1022 году войска ясов и касогов сошлись в поле с дружиной Мстислава Тмутараканского. Яско-касожский вождь Редедя предложил Мстиславу не губить воинов, а решить спор в личном поединке. Редедя слыл мощным богатырем, был прославленным у своего народа борцом. Однако и Мстислав не уступал ему в личной храбрости.

Русский князь стал молиться Богородице, чтобы даровала ему победу. Обещал воздвигнуть в ее честь храм в Тмутаракани.

Русские летописи подчеркивают молодость русского князя и отсутствие у него того опыта, которым обладал зрелый Редедя. Из-за этой ремарки многие историки не признают датой рождения Мстислава 983 год. К 1022 году Мстиславу было бы под 40 лет, что и в то, и в наше время никак не может считаться молодостью. Между тем некоторые историки подчеркивают, что князь Мстислав был достаточно взрослым человеком. Он имел собственных детей - сына Евстафия и дочь Татьяну. Как политик он к 1016 году сумел подчинить Тмутаракани всех окрестных ей хазар.

Поединок начался не в пользу Мстислава. Могучий Редедя стал давить его к земле. Мстислав был христианином. Известно его крестильное имя - Константин. Русский князь стал молиться Богородице, чтобы даровала ему победу. Обещал воздвигнуть в ее честь храм в Тмутаракани. В итоге он выиграл, сумев зарезать своего противника ножом «перед полками касожскими».

«И нача изнемогати Мстислав, бо бе велик и силен Редедя, и рече Мстислав - «О пресвятая Богородица, помози ми, аще бо одолею сего, съзижду церковь во имя твое». И рек се, удари им оземлю, и вынзе нож и зареза Редедю». «Повесть временных лет».

Конец войне

Обещание свое Мстислав выполнил. Археологи нашли в месте, где некогда стояла Тмутаракань, остатки фундамента Богородичной церкви.

Победа над Редедей положила конец войне 1022 года. Как и требовал древний обычай, победитель получил власть над землей и подданными проигравшего Редеди. Мстиславу досталась и семья яско-касожского вождя, но с ней он обошелся довольно по-рыцарски.

Жена и два сына Редеди жили при князе и входили в тмутараканскую элиту. Мстислав стал крестным отцом сыновей Редеди. В крещении они приняли имена Юрий и Роман. Последний стал зятем Мстислава, женившись на его дочери Татьяне. По преданию, от этой пары вели свое происхождение несколько московских аристократических родов - Белеутовы, Добрынские, Сорокоумовы-Глебовы.

Между тем власть Мстислава над ясами и касогами значительно увеличила военные возможности тмутараканского правителя, и он решил вмешаться в борьбу за отцовское великокняжеское наследство. Великий князь Владимир умер в 1015 году. Никакого четкого порядка престолонаследия на Руси еще не выработалось, с момента кончины Владимира и до 1019 года шла на Руси усобица между его сыновьями. Летописи приписывают Святополку, старшему сыну или племяннику Владимира, убийство братьев - Бориса и Глеба, а также намерение истребить всех своих братьев-соперников. Однако Ярослав, князь новгородский, оказался удачливее и сильнее Святополка. В 1016 и в 1019 гг. с помощью новгородцев и варягов он разбил Святополка, и тот, бежав на Запад, там и сгинул.

А что генеалогия?

«Каждый крупный боярский род представляет для исследователя свои загадки и особые трудности, - пишет известный историк Степан Веселовский. - В Государеве родословце и в Бархатной книге помещены в особых главах три рода: в 27-й главе род Добрынских, в 28-й - род Белеутовых и в 32-й - род Сорокоумовых-Глебовых. Никаких легенд о выездах нет: род Добрынских начинается с Константина Ивановича, род Сорокоумовых - с Михаила Сорокоума, а род Белеутовых - с Александра Белеута, причем прибавлено: «от Редеги». Таким образом, эти три рода оказались разъединенными, и только в роде Белеутовых сохранился след легенды о Редеде.

Между тем, в частных родословцах, в родословных росписях, поданных в конце XVII в. для составления родословной книги, и в других источниках, например, в разрядных книгах, сохранилось много указаний на то, что эти три рода произошли от одного родоначальника. Пусть легенда о Редеде как родоначальнике не выдерживает критики, но она ценна для исследователя как смутное воспоминание о едином родоначальнике. В генеалогии боярских и вообще служилых родов нередки случаи и полного забвения единства происхождения, и случаи, когда разбившиеся на несколько фамилий родичи помнили о единстве происхождения, но не могли дать удовлетворительной росписи первых поколений.

В Лаврентьевской летописи (под 1022 г.) есть рассказ о касожском князе Редеде, который, не желая губить воинов, предложил кн. Мстиславу решить бой единоборством с условием, «да аще одолееши ты, то возмеши именье мое и жену мою, и дети мое, и землю мою; аще ли яз одолею, то възму твое все»1. Частные родословцы заимствовали из летописей эту легенду и прибавили, что князь Владимир Мстиславич, убивши в единоборстве Редедю, взял его двух сыновей, Юрия и Романа, и женил Романа на своей дочери, от которой и пошли указанные роды. При этом, разумеется, не обошлось без хронологической несообразности: родословцы показывают от Романа Редедина до Константина Добрынского и Андрея Одинца, живших во второй половине XIV в., всего пять поколений, тогда как их должно было бы быть не менее десяти-двенадцати. Родословцы ничего не говорят о времени и обстоятельствах выезда сыновей Редеди в Москву, так что остается неизвестным, где жили, кому служили и когда стали служить московским князьям потомки Романа.

Отголоски легенды о Редеде мы находим и в других источниках, кроме родословцев. Так, в XVI в. в разрядных книгах одна из отраслей рода Добрынских носила фамилию Зайцевых-Редегиных. Воспоминание о Редеде мы находим в росписях, поданных в конце XVI в. Гусевыми, Бирдюкиными-Зайцевыми 2. В этих росписях родословие начинается с Редеги, причем Сорокоумовы-Глебовы считаются сородичами Добрынских и Белеутовых согласно версии частных родословцев».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

А вам в детстве родители выписывали детские журналы?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах