В прошлом году в Краснодарском крае зарегистрировали больше 19 тысяч преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. За 12 месяцев их общее количество выросло на 4,6%, а материальный ущерб превысил 5,7 миллиарда рублей. Об используемых мошенниками схемах обмана и борьбе с ними - в нашем материале.
Криминальный рекорд
«Привет! Можешь занять 55 тыс. до завтра? У меня сбой в банке, не могу человеку перевод сделать», - такое сообщение пару недель назад получили в «Вотсапе» десятки человек из телефонной книги краснодарского журналиста Максима Куликова, хотя он ничего подобного не писал. Рассылка от имени мужчины началась прямо на его глазах в момент переписки с женой. Попытки удалить текст и написать знакомым об обмане были тщетными - преступники контролировали все функции приложения. Через несколько минут мессенджер сам заблокировал взломанный аккаунт по причине подозрительной активности, но два человека все-таки перевели мошенникам деньги. К сожалению, случаи взлома и обмана происходят каждый день.
По данным Банка России, в прошлом году кибермошенники похитили 27,5 миллиарда рублей - таков объем «операций без добровольного согласия клиентов», в том числе переводов денег из-за обмана и злоупотребления доверием. Это рекорд за все годы ведения статистики, на 74% превышающий сумму украденного в 2023-м. Из украденных средств банки вернули клиентам лишь десятую часть - 2,7 млрд рублей. Скачок объясняют ростом безналичных операций и изменением метода учета данных, число криминальных переводов выросло лишь на 2,7%. Сорванных попыток мошенничества в банках за год стало больше в два с лишним раза - удалось спасти 13,5 триллиона рублей. До половины краж со счетов совершают с помощью вирусов, дающих доступ к телефону.
Вот статистика о мошенничествах с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, которые «АиФ-Юг» сообщили в главном управлении МВД России по Краснодарскому краю. По итогам 2024 года на Кубани количество зарегистрированных преступлений в этой сфере выросло на 4,6% и превысило 19 тысяч. Почти в каждом десятом случае потерпевший потерял более миллиона. Общий материальный ущерб от действий мошенников превысил 5,7 миллиарда рублей, из которых удалось возместить чуть больше 124 миллионов. Сотрудники полиции направили в суд 1746 уголовных дел и выявили 731 преступника.
«Рейтинг» самых распространенных IT-мошенничеств выглядит так. В 38,7% случаев они происходят при заказе товаров в интернете, в 19,8% - из-за звонков от лица работников служб безопасности банков, 9,5% случаев обмана связаны с операциями на игровых платформах (биржах). Еще 5,9% преступлений приходится на схему со звонками якобы от сотрудников правоохранительных органов, 3,2% совершаются под предлогом приобретения и аренды жилья, а 22,8% - это все остальные мошенничества (помощь экстрасенсов, выигрыш приза, социальные сети и т. д). Чаще всего на уловки попадаются люди в возрасте от 30 до 60 лет, затем идут пенсионеры и на последнем месте - молодежь от 18 до 30.
Жулики из мобильника
О борьбе с мошенниками «АиФ-Юг» рассказал начальник отдела по раскрытию хищений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий управления уголовного розыска ГУ МВД России по Краснодарскому краю Евгений Иваненко. По его словам, есть стандартный набор криминальных приемов, которые просто подстраивают под ситуацию. Например, преступники освоили схему обмана родственников участников СВО, какое-то время не выходящих на связь. Мошенники звонят от лица представителей «Красного креста», других организаций и говорят людям о пленении их близких. Затем они предлагают прислать выкуп якобы за освобождение военного, после чего пропадают.
«Большинство преступлений, которые совершаются именно путем обзвона, – это украинская тема, - рассказывает Евгений Иваненко. – Деньги уходят туда через криптокошельки, о чем уже говорят на всех уровнях. Примечательно, что сразу после начала СВО у нас несколько месяцев вообще не было таких случаев. Но потом мошенники перебазировались в регионы западной Украины, в Прибалтику. В принципе, сейчас они сидят по всему миру. Нет особой разницы, где находится злоумышленник, потому что теперь львиная доля звонков идет через интернет-мессенджеры. Их разработчики никак не хотят контактировать с нашими правоохранителями и поэтому бороться с этим очень сложно».
К слову, взломы месенджеров с рассылкой от имени владельцев занимают небольшое место в общей массе преступлений. Для этого используют уязвимости того же «Вотсапа». К примеру, специальные шпионские программы дают доступ к аккаунтам через статусы, поэтому лучше открывать их только для своих контактов. Также опасно включать автозагрузку файлов, потому что тогда новый вирус может заразить телефон автоматически. А на звонки незнакомцев по месенджерам в полиции советуют вообще не отвечать, потому что это почти наверняка жулики. Вот один из показательных примеров их манипуляций в телефонном разговоре с крупным ущербом.
«В этом году был случай обмана состоятельного коммерсанта, - продолжает Евгений Иваненко. – Мошенники позвонили ему по стандартной схеме от имени представителя Центробанка и сказали, что якобы ведется разработка преступной группы. Мужчину убедили передать мнимому сотруднику правоохранительных органов свои деньги, чтобы их у него не похитили. В результате он сначала отдал курьеру около двадцати миллионов рублей, которые у него были. Затем через несколько дней он быстро продал примерно за шестьдесят миллионов свой участок, который стоит намного дороже, и тоже все отдал злоумышленникам. А потом потерпевший обратился к нам».
Время опомниться
В общей сложности этот бизнесмен потерял 88 миллионов. Участвовавшего в его обмане пособника телефонных мошенников полицейские нашли. Пытавшегося скрыться мужчину задержали в Луганске и доставили в СИЗО Краснодара, но вернуть смогли лишь малую часть суммы. Жулик сразу перевел куш подельникам через криптовалюту. Но иногда потерпевшим удается вернуть все. Так было с жительницей Краснодара, которая отдала 3 миллиона. Мошенники сказали, что от ее имени поданы заявки на кредиты и убедили в необходимости опередить мнимых злоумышленников, чтобы тем ничего не дали. В итоге женщина оформила займы и перевела все деньги жуликам на якобы «безопасный счет». Но дама вовремя опомнилась.
«Она своевременно обратилась в полицию, что позволило нам оперативно все сделать, - объясняет Евгений Иваненко. – Буквально за две недели мы нашли всех жуликов и арестовали их счета, на которых как раз была сумма, эквивалентная похищенной. Всего через месяц-полтора деньги поступили обратно на счет женщины. Этому способствовало то, что к тому моменту уже был отработан механизм возвращения средств. Теперь их можно быстро арестовать и вернуть по решению суда без необходимости дожидаться осуждения преступника. Такой алгоритм начали активно использовать в прошлом году, тогда как раньше с этим возникало много трудностей».
Одним из самых важных итогов минувшего года считается наметившаяся осенью динамику на снижение числа IT-преступлений. Скажем, в прошлом месяце их произошло примерно на 350 меньше, чем было в январе 2024-го. За этим стоит комплексная профилактика, в том числе такие акции, как «Клади трубку». Свою лепту внесли изменения в ряд законов о деятельности финансовых организаций. Например, банки стали намного строже относиться к работе с несовершеннолетними, которых часто использовали в качестве дроперов. Так на сленге называют пособников жуликов, предоставляющих для переводов свои карты и счета. Но впереди еще более значимые шаги по борьбе с мошенниками.
Материальный ущерб от действий мошенников на Кубани превысил 5,7 миллиарда рублей.
«Самые глобальные изменения произойдут в текущем году, - говорит полицейский. – В феврале президент подписал ряд важных законов о банковской деятельности. Они предусматривают период заморозки денег при выдаче потребительских кредитов, чтобы человек мог все обдумать. Будет исключена возможность получения сразу нескольких займов, превышающих платежеспособность. У нас были случаи, когда люди с зарплатой двадцать тысяч по указанию преступников за день брали в разных банках несколько миллионов. Введут ограничения по использованию новых цифровых карт, создадут реестр неблагонадежных клиентов банков, начнут маркировать звонки. Все эти меры внесут очень весомый вклад в борьбу с мошенниками».