На месте происшествия с танкером «Волгонефть-239», севшим на мель у мыса Панагия в Темрюкском районе, круглосуточно идут работы. На прошлой неделе там построили вал, огибающий судно, и начали откачку мазута.
Защитный вал
Всю прошлую неделю в районе кормовой части танкера возводили искусственную насыпь, которая окружает судно со всех сторон. Работы продолжались и днем, и ночью. Самосвалами завозили материалы, укладывали грунт, разравнивали насыпь.
«Работы велись круглосуточно, ситуацию осложняли ветер и высокие волны. Строительство обваловки находилось в зоне ответственности регионального Оперштаба. Дорога вокруг судна обеспечит доступ к нему, станет надежной преградой на пути возможного распространения нефтепродуктов в море и позволит откачивать мазут», – написал в своем Телеграм-канале губернатор Вениамин Кондратьев.
Параллельно бригады собирали нефтепродукты с поверхности воды. Чтобы загрязнения не попадали на сушу, вдоль берега установили боновые заграждения. Мазут вычерпывали из моря техникой и вывозили с берега. Кроме того, нефтяные пятна на поверхности воды обрабатывали специальным биосорбентом. Как пояснили в оперштабе региона, в составе вещества – торф и биопрепарат. Вместе они быстро обволакивают и впитывают пленку и фрагменты нефтепродуктов. Дальше специальные бактерии перерабатывают мазут и разлагаются, не нанося вреда экологии. За несколько дней специалисты полностью очистили воду от мазута внутри кольца обваловки.
Когда насыпь была готова, началась откачка мазута из танкера «Волгонефть-239». Как рассказал руководитель Росморречфлота Андрей Тарасенко, с помощью особого оборудования мазут в танкере разогрели до +45 градусов, т.е. до достижения пластичного состояния, затем по герметичным трубам его откачивают в битумовозы, емкостью 20 тонн каждый. Специальная техника вплотную подъезжает к судну. Далее нефтепродукты отправляют на железнодорожную станцию, откуда они идут на утилизацию. По сообщениям Минтранспорта РФ, полностью отгрузить из танкера нефтепродукты планируют до конца января 2025 года. В четырех танках судна находится около 1500 тонн мазута.
Всего в четырех танках судна находится около 1500 тонн мазута.
Вместе с этим эксперты анализируют, как достать со дна моря затонувшие фрагменты танкеров «Волгонефть-239» и «Волгонефть-212». Глубина залегания фрагментов первого судна составляет 20 метров. Водолазы замеряют их, чтобы оценить прочность корпуса и рассчитать способ подъема.
Сохранить достояние
На береговой линии идет так называемая деликатная очистка. Она заключается в том, что песок не просто собирают в мешки и вывозят с пляжей, а его просеивают на месте через специальные сита. Так удается удалить мелкие комки мазута и сохранить песок – природное достояние Анапы.
«Вывозить песок с нефтепродуктом уже не будут. Это нецелесообразно и неэффективно. Теперь весь загрязненный грунт прочищают именно деликатным способом – просеиванием. Также на основной части береговой линии от морпорта Анапы до Витязево сокращают количество техники, т.к. завершены работы, для которых ее привлекали», – пояснил замначальника краснодарской краевой аварийно-спасательной службы «Кубань-СПАС» Олег Челядинов.
Напомним, участники ликвидации ЧС из разных регионов страны трудятся не покладая рук. Практически через день после шторма на берег выбрасывает новые партии мазута, так что работа не прекращается. Хотя уже применяются способы, которые помогают сохранить убранные пляжи чистыми, в том числе искусственный фильтр. Полипропиленовые сети установили у воды и постоянно меняют. Они удерживают мелкие частицы мазута.
Всем, кто участвует в ликвидации последствий ЧС, при регистрации в волонтерском штабе выдают средства индивидуальной защиты. Медики напоминают о мерах безопасности, в частности, не снимать респираторы, работая с мазутом. На береговой линии функционирует шесть врачебно-фельдшерских постов, в каждом из них дежурят специалисты.
«Чаще всего люди обращаются с хроническими заболеваниями, мелкими травмами, порезами. Также частые жалобы – головная боль, тошнота. Обращений с серьезными проблемами со здоровьем в пункте не было», – рассказала фельдшер выездной бригады территориального центра медицины катастроф Виктория Лящина.
Что касается качества питьевой воды в Анапе и воздуха в районе разлива мазута, как сказала глава Роспотребнадзора Анна Попова, все показатели находятся в пределах допустимых норм. Рыбная продукция, выловленная из моря, нефтепродуктами не загрязнена.
Лечить и выхаживать
Круглосуточно идет работа в штабах по спасению птиц. Там орнитологи, ветеринары и волонтеры отмывают от мазута пернатых, выхаживают их и лечат. Всего действует шесть таких центров. Четыре находятся в Анапе, один – в Темрюкском районе, один – в Новороссийске. На прошлой неделе в Анапе открыли еще и первый в России центр реабилитации птиц, пострадавших от мазута. Он находится на улице Жемчужной, 9 в Витязево. Общая площадь помещений 756 квадратных метров. По словам ветеринарного врача Екатерины Рачинской, создать такой центр было крайне необходимо.
«Практика показала, что стационар эффективен. По статистике смертности зафиксировали лучшие показатели, чем до сих пор было в международной практике, потому что очень много людей задействовали в уходе за птицами. Открытие центра – шаг, с которого нужно начинать спасение пернатых, чтобы потом было, где их держать, пока они не будут готовы к выпуску в природу. Для диких птиц транспортировка – огромный стресс, держать в неволе их тоже нельзя», – прокомментировала Екатерина Рачинская.
При создании центра учитывались опыт тех, кто имеет реабилитационные центры, и мнения орнитологов.
Куда вывозят песок?
Замазученный песок вывозят в том числе на полигон в хуторе Воскресенском, где создали специальную площадку для временного хранения смеси. Как уверил на встрече с местными жителями врио генерального директора «Крайжилкомресурс» Юрий Бондаренко, постоянного полигона для отходов там не будет. Загрязненный нефтепродуктами грунт уберут до 1 апреля 2025 года. Отвозить будут на сертифицированные предприятия утилизации в Краснодарском крае и Ростовской области. В ближайшие дни там заработает установка грохот для просеивания и сортировки песка.