Есть выражение «шашку да шапку казак может потерять только с головой», но почему так говорят? Задумывались ли вы о том, что у казаков вообще довольно много обрядов и обычаев, связанных с военной службой? Конечно, неспроста, ведь казачество - это военное сословие. Службе, охране границ они посвящали жизни. Отсюда особенные традиции, продиктованные укладом жизни, полным тревог. Мало кто знает, но казачья одежда несла в себе код, понятный своим и недоступный пониманию чужих. О чём мог рассказать, например, башлык? Ответ на этот и другие вопросы «АиФ-Юг» дала этнограф, краевед и писательница Валентина Киселёва.
На шею – мешочек с родной землёй
Атаман заранее присылал повестки всем, кого призывали на службу. Парней собирали, расспрашивали о готовности. Но обычно это было формальностью. Как рассказывал один из старожилов станицы Северской, что находится в Краснодарском крае: «Воны рослы на глазах станицы, старики и начальство бачили, як пацаны и «верхами» управляются, то есть верхом на лошади умеют скакать, как учатся владеть оружием. С малых лет учили «рубить лозу», то есть владеть шашкой и саблей. Ставили ветки вербы, и нужно было рубать их на скаку». Так что навыки к военной службе прививались рано.
«После обстоятельной беседы с атаманом священник объявлял о скором событии - отправке станичников в войско - на службе в храме, - рассказывает Валентина Алексеевна. - Тут все начинали готовиться к «проводам». Это был традиционный семейный праздник. Раньше украшал его каждый пришедший на «гулянку». Перевязывали призывника рушниками, прикалывали к папахе цветы. Это обычно крёстная делала и мать. Девчата дарили всякую всячину нужную. А если была невеста, так завязывала свой платок на руку, а на папаху вместе с носовым платочком прикалывала цветок. Цветы и другие девчата прикалывали. Родители угощали гостей, а те дарили подарки. Разное дарили, но нужное. Мыло, кисет для табака, портянки, сало в дорогу. Мало ли что понадобится. Ели, пели, танцевали до утра. Благословляли родители сына иконой и хлебом-солью. Старались дать с собой какой-то оберёг. Известен случай, когда маленькая иконка, которую надлежало носить на шнурке на груди, спасла казаку жизнь. Однажды в бою в неё пуля попала. Казак остался жив. Что, если не материнское благословение его спасло? Часто ещё ладанки надевали на шею. Это такие маленькие мешочки кожаные. В них насыпали щепотку соли, освящённой в храме, или земли родной».
На службе в церкви казак наполовину доставал из ножен шашку в знак того, что готов был защищать веру, царя и Отечество.
Мать выносила из хаты кожух, на который сажали сына в годик. Первый день рождения отмечали по обычаю и придавали этому особое значение. Малышу-мальчику крестом выстригали волосы, чтобы защитить от происков нечистого. Потом отец нёс его во двор, где сажал на коня. После ребёнка усаживали на кожух, куда приглашённые гости клали свои подарки.
«Мать ставила на колени призывника, - продолжает Валентина Киселёва, - умывала святой водой и читала молитвы, обращённые к Спасителю, Матери Божией, Ангелу-хранителю с просьбой спасти и сохранить сына. Умыв, вытирала его подолом, вывернутым наизнанку. В это время отец готовил коня. Подводил его, а мать клала поводья в свой подол, откуда сын и должен был взять их. Если казак был женат, то поводья подавала жена. Казак садился в седло, а жена вела коня до места сбора. Здесь все строились. Священник читал молитву. Кропил святой водой. Командир отдавал команду, и строй с песней уходил из станицы».
Коней воспитывали задолго до службы
Проводы - ритуал многоступенчатый. Но это финальная стадия подготовки, занимавшей очень много времени. Снаряжение стоило недёшево. Как говорили: «Справные казаки, у кого грошей богато, ти, може, быстро снаряжали сынов. А як грошей нэ дуже много, так ны одын год работы и не тильки мужикам, но и бабам. Они и прялы, и ткалы, и шили».
Что обязательно входило в снаряжение? Походная одежда - папаха, башлык и бурка. Но нужна была и парадная форма - черкеска, бешмет, штаны, сапоги, пояс с кинжалом, башлык. Папахи были разных фасонов. И названия имели разные. Лохматая, большая папаха называется «шарабан», а есть ещё «кубанки».
«Папаха в жизни казака очень важна, - говорит этнограф. - Вот собрались казаки на круг избирать атамана. Все в папахах. Ими и голосуют. Если кому-то, кто слишком много говорил, натянут на нос шапку, значит его слова лишали. А молодые казаки во двор девчатам их кидали, когда предупреждали, что сватов пришлют. А ежели казак погибал, то под иконами на угольнике папаху его клали в знак того, что теперь и жена его, и дети под защитой Бога и казачьего общества находятся.
Если в роду не было наследников, шашку ломали и клали в гроб последнему в роду мужчине.
Бешмет и чекмень - это верхняя одёжа, как куртка. Они сначала отличались друг от друга, а потом стали похожи. Бешмет - это верхняя одежда, как длинная рубаха на подкладе, а чекмень - полукафтан из сукна или стёганый.
Ещё казаки носят черкески. Их переняли у горцев. Народ называли черкесами, вот и одежду тоже назвали «черкеской». Грудь черкески украшают газыри. Это гнёзда-карманчики. Сначала туда вкладывали трубочки с «меркой» пороха, а потом пули. Теперь они скорее для красоты. Оружие стало другим. Башлык - капюшон с длинными концами. Это самая говорящая деталь одежды.
Идёт казак по станице, а концы завязаны на груди. Это значит, казак уже срок службы отслужил. А если концы перекрещены на груди, да ещё заправлены за ремень - казак следует по делу. А как забросит концы башлыка за спину, значит он отдыхает, свободен.
Бурка казаку служила и в дождь, и в снег, и в ветер. Делали её из войлока. А ещё сапоги должны были быть справные. Штаны прочные».
Много чего нужно было служивому. Но главное, конечно, конь и оружие. Коня казак частенько объезжал, воспитывал за год-два до службы.
«Шашка или сабля часто передавалась уходящему на службу от старших, - рассказывает Валентина Алексеевна. - В 17 лет казак шашку получал из рук стариков без темляка. Это кожаная петля, которую на руку надевали во время боя. Если есть шашка, значит, он имеет полные права казака и земельный пай. На службе в церкви, когда читали Евангелие, казак наполовину доставал из ножен шашку в знак того, что готов был защищать веру православную, царя и Отечество.
А если случилось так, что в роду не было наследников, шашку ломали и клали в гроб последнему в роду мужчине. До сих пор ходит в народе поговорка: «Шашку да шапку казак может потерять только с головой». Это говорит о важности того и другого. Кинжалы, как и сабли, шашки, предавались по наследству. А вот винтовку, револьвер казак получал из арсеналов Войска».