Примерное время чтения: 9 минут
557

Судьбу солдата узнали по ложке. Как работают школьные поисковые отряды?

«АиФ-Юг» № 18 03/05/2023
В школьных поисковых отрядах ребята не только ходят по местам сражений, ухаживают за памятниками, но и, главное, изучают историю страны.
В школьных поисковых отрядах ребята не только ходят по местам сражений, ухаживают за памятниками, но и, главное, изучают историю страны. / Ольга Манвелова / Из личного архива

Несовершеннолетним нельзя заниматься эксгумацией, то есть поднимать останки погибших солдат, но все равно работы для школьных поисковых отрядов на Кубани хватает – только ребята из Старокорсунской за время акции «Судьба солдата» нашли и передали родным информацию о сотне советских бойцов.

Чем занимаются школьные поисковые отряды, что современные дети знают о Великой Отечественной, как случайно найденный черенок ложки помог узнать судьбу человека, - об этом и многом другом «АиФ-Юг» рассказала учитель физкультуры СОШ № 86 станицы Старокорсунской, руководитель школьного поискового отряда «Обелиск» Ольга Манвелова.

Первый поход

История школьного поискового отряда в станице Старокорсунской началась в 2009 году. В местной школе давно существовали традиции туристических походов, которые заложил преподаватель физкультуры, участник Сталинградской битвы Иван Дмитриевич Гаврилов. Когда он ушел на пенсию, сменила его в школе Ольга Манвелова.

Фото: Из личного архива/ Ольга Манвелова

«Мы с ребятами продолжали ходить в походы, приводить в порядок памятники по пути, - вспоминает учитель. – В августе 2009 года нам предложили сходить в поход, связанный с поисковой работой. Тогда мы узнали, что туризм может быть совершенно другим».

Ольга Манвелова вместе со школьниками оказались в Горячем Ключе. Казалось бы, места хорошо известные, давно исхоженные, но, оказалось, стоит чуть свернуть с маршрута – кругом следы войны. А неприметный овраг или лощинка – бывший окоп или укрепление.

«Тогда мы увидели давно известные места в другом свете, поисковики показали нам, как работать с металлоискателями – земля буквально звенела под ногами, - рассказывает учитель. – Прибавил острых ощущений и взрыв – саперы из Молькино обезвреживали опасные предметы. Мы хоть далеко находились, у реки, но хорошо почувствовали, как земля под ногами подпрыгнула».

Из семидневного похода школьники привезли не только несколько ящиков с артефактами, ржавым военным железом: осколками, гильзами, колючей проволокой, но и созревающее решение – заниматься поисковой работой. Принимали его вместе, советовались друг с другом, с преподавателями, другими ребятами. А собранное в походе железо решили заложить в основание стелы на территории школы.

досье
Манвелова Ольга Петровна, учитель физической культуры СОШ№ 86 станицы Старокорсунской, Почетный работник общего образования РФ. Руководит школьной поисковой группой «Обелиск», входящей в состав Краснодарской краевой детской военно-патриотической общественной организации поискового отряда «Поиск».

«12 декабря 2009 года мы создали школьную поисковую группу и получили первое удостоверение от головного отряда КПО «Поиск» станицы Васюринской, - рассказывает Ольга Манвелова. – А 5 мая 2010 года открыли обелиск «Защитникам Отечества» – по-настоящему народный памятник, который строили всем миром».

Фото: Из личного архива/ Ольга Манвелова

История на практике

Конечно, с тех пор изменились сами походы, теперь ребята с преподавателем готовятся к ним по-другому - изучают карты боев, историю. В первые весенние теплые деньки едут на разведку, разговаривают с местными жителями. По закону школьники не могут эксгумировать останки, то есть раскапывать и поднимать.

«Поэтому мы водим ребят туда, где уже поработали взрослые поисковики, - рассказывает Ольга Манвелова. – Есть места в лесу, в горах, куда не так просто добраться, и там четко видны линии окопов, блиндажей, в которых с одной стороны находились наши солдаты, с другой – румыны. Как, например, в районе станицы Шапсугской, куда ходим последние семь лет. Мы заранее делаем деревянные стрелки-указатели, изучаем место места боев, приводим в порядок памятники, устанавливаем стрелки и выкладываем маршрут в интернете с сопроводительной историей».

Маршрут, опробованный школьным поисковым отрядом, могут использовать для экскурсий другие. Сами школьники делятся опытом с ровесниками.

«Наши ребята рассказывают о своем опыте в других школах, ведут уроки мужества, - говорит учитель. – А чтобы делать это, надо хорошо знать тему».

В рамках проекта «Дорога к обелиску» школьные поисковые отряды приводят в порядок памятники в тех местах, куда не так просто добраться. А еще школьники учатся взрослой поисковой работе, ездят на семинары, узнают, как производить ту же эксгумацию – в старшем школьном возрасте при ней можно уже присутствовать. Обязательно изучают технику безопасности, оружие, его маркировку.

В одной семье хранится семейная легенда о прабабушке-медсестре, которая была в Сталинграде и лечила Паулюса.

«Получается, мы учим историю на практике, - объясняет Ольга Манвелова. – В педагогике есть такое понятие как практикоориентированность – когда учитель вещает на уроке, показывает фильм или презентацию, то такая информация не откладывается в голове. Если же ребенок сам посмотрит, пощупает, сделает что-то, то многое узнает и запомнит. Поэтому с детьми нужна обратная связь, а ее лучше всего наладить вне школы – в той же экспедиции».

Есть у поисковой работы и другая педагогическая составляющая – когда те, кого в школе считают проблемным контингентом, узнают, что могут пойти в поход, то готовы исправлять свое поведение, учиться изо всех сил. А после походов, по словам учителя, и вовсе преображаются и к былому поведению не возвращаются – напротив, становятся первыми помощниками педагога.

Фото: Из личного архива/ Ольга Манвелова

Что знают о войне?

По словам преподавателя, отношение детей к Великой Отечественной, знание истории страны зависит в первую очередь от семьи – если дома вспоминают предков, сражавшихся на фронте, то и ребенок будет знать их, гордиться ими. Если же в семье об этом не говорят, то откуда ребенку информацию взять?

«Конечно, хотелось бы как можно больше детей охватить поисковой работой, чтобы больше ребят знали о нашей истории, но это невозможно, - говорит Ольга Манвелова. – Но в любом случае радует, что у детей появляется интерес к истории, желание узнать что-то новое. И чаще всего крючком, цепляющим школьника, становится история предка-участника Великой Отечественной».

В школе №86 станицы Старокорсунской сейчас четыре класса поисковой направленности, попасть в них хотят и местные, и приезжие из других регионов. В самом начале ребятам дают задание подготовить материал о своих предках, рассказать об их боевом пути.

«Во время пандемии, когда не проводили уроки физкультуры, я предложила третьеклассникам подготовить дома истории о прадедушках и прабабушках, - рассказывает Ольга Манвелова. – 70% справились, написали доклады, выступали с ними, принесли старые фото. Истории были очень интересные, например, в одной семье хранится семейная легенда о прабабушке-медсестре, которая была в Сталинграде и лечила Паулюса. Сказала: «Я давала клятву Гипппократа» и не стала отказывать врагу в помощи».

Повзрослев и набравшись опыта, ребята помогают узнавать информацию о пропавших бойцах другим. В рамках акции «Судьба солдата» принимают заявки от людей, ищут информацию по всевозможным базам.

«Так мы аккумулируем все, что находим, и передаем родным, - объясняет учитель. – Современные школьники с такой работой справляются очень хорошо – только наша группа, к примеру, нашла и передала потомкам информацию о ста бойцах. Если известны фамилия имя отчество, год рождения, место призыва - можно искать. По этим данным мы находили, например, фамилию пропавшего без вести солдата на памятнике в отдаленном поселке».

Фото: Из личного архива/ Ольга Манвелова

Опытные поисковики знают – шансы узнать имя человека, чьи безвестные останки покоятся в земле на месте боев, минимальны. Возможность есть только в том случае, если он выгравировал, например, свое имя и фамилию на портсигаре или каком-нибудь другом личном предмете. Но чудеса случаются – в 2022 году в Старокорсунской школьник вышел на улицу опробовать новый металлоискатель и нашел черенок от старой ложки. Принес его домой, отмыл от грязи и увидел надпись: Лида Максимова.

«Принес и мы стали вместе искать информацию, - рассказывает Ольга Манвелова. – По базам данным выяснили, что Лида Максимова считается пропавшей без вести. Но дальнейшие поиски показали – женщина была радисткой, воевала в Туапсинском районе, получила тяжелые ранения. Тяжелораненую ее привезли  домой, в село Маргаритово Ростовской области, а местный фельдшер ее выходил. работала в колхозе, родила троих детей и дожила до 74 лет. Такая история – неизвестно только, как ложка эта оказалась на станичном пустыре, может, полевой госпиталь там стоял?»

Вот так – одна находка и пропавший без вести человек буквально «ожил», благодаря усилиям школьников.

«Важно, что парень о своей находке и поисковой работе еще многим рассказал, других увлек», - считает Ольга Манвелова.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

А вы часто бываете в театре?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах