338

Танцевать никогда не поздно. Как станичный ансамбль покорял мир

Дмитрий Круглый / Из личного архива

Трудно найти человека, который в детстве не посещал какой-либо кружок или секцию. У кого-то увлечение перерастало в профессию. Работать с детьми и развивать их творческие способности не каждому под силу. Балетмейстер Дмитрий Круглый из Краснодара знает, как раскрыть талант.

Встречали с варениками

Татьяна Захарова, «АиФ-Юг»: Дмитрий, вы много лет работаете в ансамбле в ст. Елизаветинской. Расскажите немного о своём коллективе.

Дмитрий Круглый: Наш коллектив - народный ансамбль танца «Станица» - 
был создан в 1990 году на базе местного Дома культуры. Направление выбрано сразу - народный танец. Первые руководители считали, что нужно сохранять традиции, культуру, самобытность. Это было актуально и в непростое время 90-х, такая же задача стоит перед нами сейчас. Тогда занимались около 30 человек, все они желали танцевать, даже несмотря на то, что ДК переживал не самый лучший период.

Здание передавали с баланса на баланс, его даже ждала участь закрытия, но когда руководство города при объезде объектов культуры увидели, что дети приходят зимой заниматься в неотапливаемом помещении, было решено не закрывать. Через пять лет коллектив защитил звание «Народный самодеятельный коллектив». С 1999 года началась гастрольная жизнь. Впервые поехали в Украину, а потом на Кипр.

Сейчас в нашем ансамбле занимается 520 человек от 3 до 33 лет, с ними работают семь педагогов. Все они буквально выросли в нашем ДК.

- Станичный ансамбль попадает за границу. Какие впечатления?

- Во время гастролей ломаются стереотипы. Вот говорят иногда, в некоторых странах к русским настроены негативно. Но это не так. В Польше, Чехии, Турции, Германии, Испании, Португалии, Болгарии, Словакии - везде нас встречали тепло и с аплодисментами. И даже когда узнавали, что на сцену выйдут казаки, уже заранее отношение было предвзято хорошее.

Один из запоминающихся моментов случился в Польше в 2009 году. Мы поехали туда на фестиваль. По программе было два концерта в день - утром в селе, вечером в городе. После трёх дней к нам обратились с просьбой выступить и вне программы в нескольких польских селах. Там, когда узнали, что приехали православные казаки, буквально оборвали телефоны с просьбой привезти артистов. Отказать мы не могли. В итоге выступали по 3-4 раза в день. Встречали нас добродушно, угощали варениками с сыром - традиционным местным блюдом.

Благодаря выступлениям и поездкам жизнь ребят яркая и интересная. Впечатления остаются надолго в памяти.

Три раза мы побывали в Индии. На нас вышли представители Посольства РФ в Нью-Дели и предложили организовать культурную программу по случаю празднования юбилея со дня рождения великого русского художника и философа Николая Рериха, в его имении в Гималаях. Ведь, как известно, он неоднократно изображал Гималаи и Тибет. Мы, естественно, согласились. Туда  отправился наш взрослый состав. Дети тоже много где побывали: в Турции, Боснии и Герцеговине, Сербии, Франции, Болгарии. Особо тепло и добродушно всегда принимали турки, где наши дети во время фестиваля проживали в турецких семьях, всегда были окружены вниманием, заботой и любовью.

Удивил китайский Шанхай. Было запланировано шествие всех коллективов по главной улице города. Мы заготовили танцевальную миниатюру на минуту, которую должны были показывать во время остановок. Останавливались на каждом перекрёстке. Само шествие заняло почти пять километров. Миллионы людей! Нам тянули ладони и скандировали: «Россия!»

- Приходилось ли вам выступать в каком-то необычном месте?

- Однажды выступали на боксёрском ринге - на открытии международного боксерского турнира. Конечно, танцевать было непросто: покрытие пружинило, была опасность буквально вылететь за пределы ринга.

Три культуры

- На ваш взгляд, народность сейчас в моде? Или это уже пережитки прошлого?

- Это традиция. Кто-то может назвать пережитками прошлого, сказать, что устарело, что это консерватизм, а надо идти в ногу со временем. Пусть считают, что народных коллективов становится меньше. Но чем меньше становится, тем они ценнее. И значит, важно их сохранить. Но судя по тому, что к нам непрерывно ведут детей, что стоит очередь в хореографические группы - это востребовано, и даже можно говорить, что народный танец в моде. Он вне времени.

Современные танцы не так интересны. В каждой стране они есть, и везде одинаковые. На фестивали просят привозить свою культуру. У нас это южно-русские танцы. Они более эмоциональные, более подвижные ритмы, яркие  костюмы. Всё это создаётся за счёт слияния трёх культур: русской, украинской и северо-кавказской. Этот микс отразился на музыке, танцевальных движениях, нарядах и вызывает интерес у иностранцев. Это наша самобытность, она привлекает.

- А какую музыку слушают участники ансамбля в свободное время?

- Разную: и рок, и поп, и иностранную разных направлений. Занятия проходят, конечно, только под народную музыку. Они впитывают её мотивы, смысл и очень уважительно к ней относятся. И никогда не говорят, что она старомодная и непопулярная.

Любить и требовать

- Понятно, что каждого 3-5- летнего ребёнка в любой кружок приводят родители, но почему потом дети остаются у вас? Что им нравится? Ведь это дисциплина, режим, нагрузки, ответственность…

- Да, танец - это отчасти спорт на сцене. Это большие физические нагрузки, это действительно дисциплина. Дети по своей природе ленивые, их нужно заставлять, мотивировать выполнять упражнения, которые нелегки, конечно. Опоздания, пропуски  плохо влияют на подготовку. Поначалу, конечно, родители настаивают, некоторых даже принуждают, а потом дети втягиваются и остаются. Обычно возраст так называемого отсева - с 10 до 14 лет. В это время формируется характер, определяются интересы, наклонности в учёбе. В этот период много сомнений, отрицаний и т.д. Но могу смело говорить, что 80% детей остаются в коллективе. Некоторые уже после школы, будучи студентами вузов и ссузов, продолжают танцевать в ансамбле.

Что их держит? Дружба в коллективе, общие интересы и любовь к традиционной культуре. У нас, правда, сплочённые ребята. Это во многом заслуга преподавателей.

- И как вам это удаётся?

- Самое главное правило - детей нужно любить. Когда они чувствуют, что к ним хорошо относятся, но одновременно требуют результата и этот результат виден, тогда и остаются. Можно быть отличным специалистом и преподавателем, давать важный, качественный материал, но если не любить своих подопечных, они уйдут.

Второе правило - ученикам важно объяснить, что строгость и требовательность педагога для того, чтобы они добились больших высот, что всё это ради них. Также и родителям объясняем: если не будем поправлять осанку ребёнку, тянуть стопу, - толку не будет.

Третье правило - участвовать в конкурсах, фестивалях, выездах. Всё это скрепляет коллектив и даёт возможность каждому проявить себя. Благодаря выступлениям и поездкам жизнь ребят яркая и интересная. Впечатления остаются надолго в памяти. Дети сами признаются, им нравится дух конкуренции, нравится бывать в новых местах, делать открытия, заводить знакомства с другими коллективами, в том числе в других странах, общаться со своими сверстниками на английском языке.

Было бы желание

- В каком возрасте лучше приводить ребёнка на танцы? И когда не поздно начинать?

- Мы принимаем с трёх лет. С малышами работаем в игровой форме. А поздно не бывает. Главное - желание. Безусловно, физические данные играют огромную роль, всё-таки хореографией лучше заниматься с детства, но и 14-летние новички могут добиться успехов, благодаря своему желанию, рвению и труду.

- Если у ребёнка есть способности, но нет желания, как его мотивировать к занятиям?

- Заставить и уговорить невозможно. Это ещё допустимо для детей до семи лет. Они пока не осознают, чем занимаются и ради чего. Но уже с десяти лет ребёнок это чётко понимает. Поэтому если желания нет, то любые усилия со стороны бесполезны. Вот, например, во время карантина, когда мы не занимались, ребята очень переживали и постоянно спрашивали, когда снова начнём танцевать.

- Есть у вас требования к фигуре участников? Следите за их питанием?

- Каких-то особых требований нет, просто объясняем ребятам, что они выходят на сцену, а сцена визуально прибавляет минимум четыре килограмма. Говорим, что есть риск не влезть в костюм, а значит, не выйти на выступление. Надо понимать, что фигура танцора должна быть фигурой танцора. Это касается как девушек, так и парней. Тем более, на мужскую половину всегда обращают намного больше внимания. У них и нагрузки более существеннее - на колени, стопы, спину, руки. Я согласен с мнением, что мужчины - это фундамент коллектива, а девушки - украшение. У нас в ансамбле соотношение примерно 60 к 40 процентам. В любых творческих коллективах девчат больше.

- С кем легче работать - детьми или взрослыми? Кто из них больше волнуется перед выходом на сцену?

- Однозначного ответа нет. В плане дисциплины проще работать с детьми. Их легче сконцентрировать. В хореографическом коллективе обязательна дисциплина. С профессиональной точки зрения проще со взрослыми. Они почти всё умеют, у них большой опыт, многие моменты не требуют объяснений.

А вот что касается волнений, то больше всего переживают перед выступлением дети с 12 до 17 лет. Они волнуются осознанно, понимая, где может быть ошибка и как её не допустить, знают свои слабые стороны. Те, кто по младше, просто довольны и счастливы от самого пребывания на сцене.

Любой артист, по моему мнению, должен волноваться перед выступлением. Волнение говорит о том, что у него особое отношение к сцене и публике. Если он не волнуется, то сцена перестает быть для него сакральным местом.

Главное, при этом волнении, выполнять своё дело качественно и от души, дарить зрителю положительные эмоции и радость.

Оставить комментарий (0)

Опрос

Как вы заботитесь о своём здоровье во время пандемии?

Ответить Все опросы

Топ 3 читаемых

Самое интересное в регионах