Как только потеплело – по улицам городов тут же замелькали электросамокаты, моноколесы и прочие средства индивидуальной мобильности (СИМ). Вместе с этим учащается количество печальных инцидентов, в которых самокатчики становятся и виновниками, и жертвами ДТП.
Сбил ребенка
Электросамокаты, моноколесы и им подобные – развлечение для одних, но угроза для других, ведь зачастую страдают не сами водители СИМов, а пешеходы на тротуаре. Медики диагностируют у пострадавших синяки, царапины, рваные раны, порванные связки.
Нашумевший случай произошел не так давно в Краснодаре. Самокатчик ехал по тротуару и сбил 6-летнюю девочку, которая гуляла с родителями на детском самокате. Пока мама и папа кинулись поднимать ребенка, виновник скрылся с места происшествия. Впоследствии его разыскивала полиция, а председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин поручил руководителю СУ СК России по Краснодарскому краю Андрею Маслову возбудить уголовное дело и представить доклад об установленных обстоятельствах. В результате ЧП малышка получила ссадины и ушиб губы.
Еще один инцидент случился недавно в Анапе. Там 61-летняя женщина на электросамокате сбила 71-летнюю пенсионерку во дворе дома. В итоге у пострадавшей перелом голени, ее увезли в больницу. По информации пресс-службы ОМВД Анапы, владелица электросамоката большой мощности управляла им без водительского удостоверения. Полицейские составили два административных протокола – о нарушении ПДД, повлекшем причинение вреда здоровью, а также за езду без водительского удостоверения.
Ранее там же, в Анапе, пара туристов на самокате сбила трехлетнего ребенка.
Большинство за ограничение
Случаи наезда на людей управляющими двухколесными средствами нередки, к счастью, большинство из них не заканчивается серьезными травмами, однако с каждым годом и с развитием сервиса проката самокатов ходить по улицам становится все опаснее. Устройства могут развивать скорость до 20-25 км/ч и в руках лихачей и неопытных водителей становятся просто неуправляемыми.
На оживленных тротуарах в центре Краснодара, а также на набережных курортов самокатчики становятся реальной проблемой, и местные власти пытаются регулировать передвижение этих транспортных средств. Например, в Сочи действуют ограничения по использованию средств индивидуальной мобильности. Так, не допускается езда со скоростью выше, чем 25 км/час. Во дворах и жилых зонах – не более 20 км/час. Для детей до 14 лет полностью запрещено движение по проезжей части и обочинам. Полный запрет передвижения на СИМ введен в 23 зонах на территории курорта. Это парки, скверы и набережные во всех районах города. В преддверии летнего сезона количество таких территорий планируют увеличить. За езду в неположенном месте предусмотрена административная ответственность. На курорте еженедельно проходят рейдовые мероприятия по выявлению нарушителей на СИМ. Кроме этого, с улиц города изымают электросамокаты, если они размещены там, где это не разрешено.
Вместе с тем, согласно опросам, 6 из 10 россиян поддерживают ограничения для вождения электросамокатов. К такому результату пришли исследователи одного из крупных сервисов по поиску работы. В опросе приняли участие экономически активные граждане из всех округов страны. При этом за год число поддерживающих введение ограничений для водителей СИМов выросло на 7%. Женщины выступают за регулирование езды на самокатах значительно чаще мужчин (66 и 52% соответственно). Среди россиян до 34 лет больше как сторонников, так и противников регулирования, чем среди тех, кто старше.
В руках лихачей и неопытных водителей самокаты становятся просто неуправляемыми.
Среди законодательных ограничений, которые нужны больше всего, респонденты называли установление предельной скорости движения, возрастной ценз 18+ и введение обязательного обучения вождению самокатов с выдачей соответствующего удостоверения.
Врезался и скрылся
В исследовании, которое провела страховая компания, говорится, что в 88 % случаев столкновения с авто были спровоцированы водителями СИМ. Как правило, самокатчики либо двигались на запрещающий сигнал светофора, либо ехали с высокой скоростью, либо пересекали транспортные потоки. Еще одна причина, по которой автовладельцы обращаются к страховщикам, – это повреждения припаркованных машин неосторожными самокатчиками. К слову, такое на улицах кубанской столицы происходит сплошь и рядом. В домовых чатах многоэтажек и в соцсетях владельцы машин публикуют видеозаписи с камер видеонаблюдения, как управляя двухколесными люди наезжают на машины, задевают кузов, оставляя на нем царапины и вмятины, а потом просто уезжают с места ДТП как ни в чем не бывало. И если инцидент зафиксирован не был, убытки ложатся на плечи хозяина авто.
«Выхожу как-то утром из подъезда, собираясь ехать на работу, и вижу на капоте вмятину, – рассказывает краснодарец Антон Городецкий. – Как выяснилось по камерам, самокатчик, не справившись с управлением, врезался в мою машину. От удара водитель упал на капот машины, затем быстро поднялся и уехал. Ущерб составил более 50 тысяч рублей, виновник пока не найден».
В парк запрещено
Жителям Краснодара тоже запретят кататься на электросамокатах в парках. По словам мэра Краснодара Евгения Наумова, такие меры необходимы для безопасности людей. Он отметил, что этот вид транспорта удобен, но не безопасен. Причем как для самих водителей, так и для пешеходов.
Глава кубанской столицы в социальных сетях написал, что на средствах индивидуальной мобильности нельзя будет кататься на Солнечном острове, в Городском саду, в парках Старая Кубань, им. 30-летия Победы, Рождественском, Чистяковской роще и на Александровском бульваре. Запрет начнет действовать во втором квартале 2024 года.
Начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю Ирина Заватская:
«Нередко водители средств индивидуальной мобильности не знают ПДД, подвергая тем самым себя и других участников дорожного движения опасности. Самокатчики и управляющие другими подобными ТС зачастую не используют средства индивидуальной защиты, а еще перевозят пассажиров, что категорически запрещено ПДД. Они ездят между рядами автомобилей, что также недопустимо законом. Все это приводит к печальным последствиям.
В 2023 году у нас в крае произошло 122 ДТП с участием СИМов, погибли 7 человек и травмировано 119. С начала этого года зарегистрировано 44 дорожных аварии, в которых пострадали 12 человек. Погибших, к счастью, нет».
При попадании в ДТП с СИМ пешеходу нужно:
- вызвать ГИБДД;
- сфотографировать место столкновения, самокат и того, кто им управлял;
- записать контакты свидетелей;
- после прибытия сотрудников ГИБДД и составления протокола внимательно его прочесть и подписать;
- также следует получить медицинское заключение о травмах, полученных в результате столкновения.
Водителю авто при таком ДТП нужно:
- остановиться, включить аварийную сигнализацию, выставить специальный знак, то есть сделать то же самое, что и при любом другом ДТП;
- если есть пострадавшие, вызвать «Скорую»;
- зафиксировать все обстоятельства аварии (сделать фотографии, видео);
- оформить такое ДТП по европротоколу нельзя, но можно договориться на месте, если нет пострадавших, а имуществу не нанесен серьезный ущерб;
- если на электросамокате ехал ребенок, это тоже считается ДТП. Необходимо вызвать медиков, даже если он не пострадал.
Электросамокат врезался в припаркованное авто. В таком случае нужно собрать возможные сведения о виновнике, вызвать полицейских и зафиксировать повреждение.