Примерное время чтения: 7 минут
227

Уроки жизнестойкости. Чем педагог-психолог помогает школьникам

«АиФ-Юг» № 18 30/04/2025
По словам учителя, чем дружнее класс, тем выше в нём успеваемость.
По словам учителя, чем дружнее класс, тем выше в нём успеваемость. / Алиса Лукина / Из личного архивa

В этом году учитель из Геленджика Алиса Лукина стала лучшим молодым педагогом-психологом Кубани. Главными секретами успеха победительница конкурса считает любовь к детям, вовлеченность в работу с ними и позитивный настрой. О своей профессии и актуальных проблемах современных школьников она рассказала «АиФ-Юг».

Работа для большого сердца

«Ты сидишь каждый день на работе и не знаешь, с какой проблемой сегодня постучатся в твою дверь, о чем будешь слушать и беседовать, - так начинает рассказ о своей профессии педагог-психолог из школы Геленджика Алиса Лукина. - Вот пришла девочка, у которой собачка съела попугая, она плачет и не может успокоиться. У другого ребенка, к сожалению, в семье происходило насилие. Это может быть работа с потерей близкого человека, влюбленность, ссоры между детьми, трудности выбора профессии. А самой актуальной проблемой я считаю жизнестойкость и профилактику суицидов. Грустно, что происходят самоубийства, которые занимают второе место среди причин смерти детей после дорожно-транспортных происшествий».

Это только малая часть из направлений ее ответственной работы, с которой она связала жизнь после непростых раздумий. Поскольку у Алисы Лукиной двойная специальность, после окончания вуза в Челябинске перед ней встал выбор: устроиться учителем начальных классов или педагогом-психологом. В итоге найти ответ помогла сама жизнь. Как одна из лучших студенток перед защитой диплома она смогла поработать вожатой в Санкт-Петербурге и на Кубани. На практике в ВДЦ «Орленок» оценили мастерство выпускницы и предложили вернуться туда на работу педагогом-психологом. Это помогло окончательно понять кем быть, хотя путь ее в профессии оказался извилистым.

досье
Алиса Лукина, педагог-психолог и заместитель директора по воспитательной работе в школе №3 имени адмирала Нахимова города-курорта Геленджик. Окончила Челябинский государственный педагогический университет в 2012 году, общий педагогический стаж составляет около 6 лет.

После вуза она устроилась в социально-психологическую службу «Орленка», но задержалась ненадолго. Было трудно самой вдали от дома, к тому же мама осталась одна с младшим братом и звала обратно. На малой родине она стала работать в школе, но ушла оттуда на административную должность в сферу строительства. Там нашла мужа, стала мамой и пошла воспитателем в детский сад дочки. А потом родился сын, здоровье которого потребовало переезда на юг. Подруга из Геленджика дала контакты местной школы, куда челябинку пригласили на работу. За три неполных года здесь она успела не только найти свое место в коллективе, но и победить в краевом конкурсе «Педагог-психолог Кубани».      

«Мне нравится участвовать в конкурсах, они дают приятный, мобилизующий стресс, - признается Алиса Лукина. – Честно говоря, я до последнего не ожидала, что стану лучшим молодым педагогом-психологом Краснодарского края, ведь все конкурсанты были очень сильные и достойные. Мне кажется, что секрет успеха – это настрой, вовлеченность в происходящее и позитивное мышление. Для воспитания ребенка необязательно должен быть острый, точный ум. Даже если ты не до конца все знаешь, достаточно иметь большое сердце. Самое главное в работе педагога - это любовь к детям, доброта, человечность и принятие любого человека с его достоинствами и недостатками».

Охлажденные гаджетами

Одним из испытаний конкурса было проведение мастер-класса, который она посвятила жизнестойкости старших школьников. Эту тему выбрала потому, что число подростковых суицидов растет. По ее словам, их профилактикой сейчас занимаются во всех школах России. Для этого дважды в год проводится обязательная диагностика жизнестойкости всех учащихся 5-11 классов. Со всеми, кто попадает в группу высокого риска, проводят комплексную коррекционную работу. Педагоги-психологи на специальных занятиях развивают эмоционально-волевую сферу таких детей, стараются разжечь в них интерес к происходящему вокруг. Мамы и папы тоже должны активно участвовать.

«Мне кажется, что из-за появления гаджетов, в том числе, родители становятся все более холодными, - продолжает Алиса Лукина. - Все сидят в телефонах или в компьютерах, и дети получают меньше внимания, тепла, которые им очень нужны. Люди немножко отдаляются, отстраняются. Они находятся в одном доме, но при этом далеко друг от друга, и это один из факторов снижения жизнестойкости. В то же время дети сами смотрят блоги, тик-токи, где все кажутся успешными и богатыми. От этого у ребенка может возникнуть мысль, что он хуже других, потому что живет в других условиях. Поэтому лучше делать упор на профилактику».

Она отмечает, что вовлеченный в жизнь человек лучше справляется со стрессовыми ситуациями. А они обязательно возникают у каждого школьника, в том числе перед экзаменами. С ними могут быть связаны серьезные проблемы, особенно когда родители давят на детей по поводу результата. В практике педагога-психолога была работа с девочкой, которая сильно переживала из-за проблем с ОГЭ. Дома ей на полном серьезе сказали, что выдадут замуж за кого решат, если не сдаст. А некоторые взрослые вредят своим детям в сердцах от расстройства. Одна мама так разозлилась из-за сдачи экзамена, что сказала сыну: «Я тебя выгоняю из дома!» Тот долго ходил и переживал, пока она не поняла свою ошибку.  

«Иногда родители даже не чувствуют, как сильно они перегибают палку, - объясняет педагог-психолог. - Подростки ведь максималисты и верят всему, что слышат от мамы и папы. Они должны говорить своему ребенку, что при любом исходе экзамена все равно будут его любить и решать все проблемы вместе с ним. Кстати, я всегда учу детей тому, что обращаться за помощью и оказывать ее - качества сильного человека. Это тоже один из важных аспектов жизнестойкости. А еще нужно понимать, что наши способности не измеряются в балах ОГЭ или ЕГЭ. Как-то я даже делала памятку для родителей о великих людях в связи с этим. Например, Пушкин в школе был двоечником, а Менделеев вообще оставался на второй год».

В ситуации успеха

Она отмечает, что успехи школьника во многом зависят от порядков в семье и подаваемого родителями примера. В своей требовательности они должны искать золотую середину, чтобы вообще не отбить у ребенка желание учиться. Правильная мотивация очень важна, и ее повышение является еще одним из важных направлений работы педагога-психолога. Нужный настрой у старшеклассников вырабатывают путем совместной постановки целей на образовательном «маршруте», составления «карт» желаний и «коллажей» жизни ребят. Хороший результат может дать элементарная помощь с грамотной организацией режима дня. Действовать нужно маленькими шагами, но настойчиво.

«Важно создавать ситуацию успеха, показывать достоинства ребенка, помогать раскрыть его призвание, - говорит Алиса Лукина. - Например, не каждый силен в биологии, химии или математике, но он может хорошо петь, танцевать, быть отличным спортсменом. Еще мы уделяем большое внимание сплочению коллектива. Доказано, что чем дружнее класс, тем выше в нем успеваемость. При стрессе новые нейронные связи не формируются. О какой учебе может идти речь, если ребенок находится в некомфортной среде, не хочет идти в школу из-за боязни злого взгляда учителя или страха перед одноклассниками. Задача школы - создать безопасную образовательную среду».

Большой вред и не только в учебе приносит травля, которую сегодня чаще называют буллингом. Теперь такие проявления могут не ограничиваться личным общением и переходить в киберпространство, что усугубляет проблему. Зачастую все происходит скрытно от взрослых, поэтому нужно убеждать детей не молчать о таких ситуациях. Там, где происходит буллинг, нет безопасности. На травлю может указывать поведение ребенка. Среди тревожных звоночков – подавленное эмоциональное состояние, неопрятный вид, нежелание ходить в школу под разными предлогами, в том числе из-за частых болезней. А еще дети могут уходить от неустраивающей их реальности в цифровой мир, что является отдельной проблемой.

«Сейчас учителям сложно удерживать внимание детей из-за клиповости мышления, - отмечает педагог. - Они привыкают к очень ярким образам в социальных сетях и играх. Как после них заинтересовать ребенка, снимать и показывать тик-токи? К счастью, это относится не ко всем. Все-таки у нас получается мотивировать детей на учебу, вовлекать в разные движения. Это результат работы школьного треугольника: педагога, родителей и ребенка. Не зря говорят, что один в поле не воин. Кстати, сейчас во многих школах проходит неделя психологии с разными акциями, просветительскими мероприятиями и консультациями, в том числе по эмоциональному выгоранию педагогов. Им тоже нужно помогать, ведь у учителей сложная работа и важно, чтобы они приходили в школу в хорошем настроении».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Опрос

Сколько времени вы проводите в интернете?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах