Для многих «сетевой маркетинг» ассоциируется исключительно с цветными каталогами косметики из начала двухтысячных и навязчивыми консультантами, которые приглашают стать частью своей команды и вместе с ними хорошо зарабатывать, при этом «почти ничего не делать».
Со временем сетевой маркетинг никуда не ушёл, а лишь трансформировался в новые формы и методы привлечения клиентов. Корреспонденты «АиФ-Юг» поговорили с бывшими и нынешними консультантами различных сетевых компаний и узнали обо всех подводных камнях, которые поджидают новичков, а также о том, сколько реально можно заработать в сетевом?
«Не решай за других»
«Я никогда серьёзно не относилась к сетевому, - рассказывает 35-летняя жительница Краснодара Светлана Тихонова. - Несколько лет назад мне позвонила знакомая, с которой мы давно не общались, и предложила встретиться. Я, конечно, удивилась и спросила что случилось. Было странно, когда со мной захотел увидеться человек, который даже с праздниками не поздравляет… Она сказала, что занимается бизнесом и хочет пригласить меня к себе в команду, обо всём остальном обещала пояснить при встрече. И это, как я потом уже поняла, первое правило сетевиков: приглашать новичка в компанию только при личной встрече - так на него легче воздействовать».
При встрече знакомая Светланы рассказала, что вот уже полгода, сидя в декрете, зарабатывает по 30 тысяч в месяц и при этом «почти ничего не делает». Чтобы зарегистрироваться, надо всего лишь набрать товара на 8 тысяч.
«Как уверяла знакомая: ничего продавать не нужно, только покупай то, чем пользуешься сама. Например, вот ты за едой, косметикой и средствами для дома ходишь в супермаркет, а теперь заказывай в этой компании. Ну и что, что в 2 раза дороже - это же качественнее! Но главное - это не продажи, а создание своей команды. За каждого получаешь тысячу рублей плюс процент с их продаж, - говорит Светлана. - Всё это звучало очень красиво и заманчиво. И я согласилась. Сначала мне надо было обзвонить всех людей из своего телефона и предложить им встретиться. Всех - это и свою соседку, которая меня на днях затопила, и бывшего коллегу, и мастера по маникюру, и начальника с работы. На моё возражение: «Ну им это точно не надо!» старая знакомая ответила: «Не решай за других. Вот увидишь, от кого ты не ожидаешь - обязательно согласится». Первое, с чем я столкнулась, это агрессия, к которой не была готова. Многие друзья, когда узнавали чем я занимаюсь, просто переставали со мной общаться. Второе, чтобы успешно продавать продукт, нужно иметь идеальную фигуру (ведь вы рекламируете порошки для похудения), носить дорогие брендовые вещи, чтобы другие вам поверили, что можно хорошо зарабатывать. А если вы взял в долг 8 тысяч, чтобы зарегистрироваться в этой фирме, то о чём может быть речь? И третье - это работа точно не для «мамочек в декрете», как её многие позиционируют. Нужно постоянно сидеть на телефоне, чтобы обзванивать потенциальных клиентов, встречаться с ними - с таким графиком почти не остаётся времени на ребёнка. Через месяц, вложив восемь, а заработав всего две тысячи, я поняла, что это работа точно не для меня, и бросила».
Главное - своя ниша
27-летняя жительница Краснодара Кристина Васильева, находясь в декретном отпуске, решила найти себе подработку:
«Мне постоянно попадалась реклама одной сетевой компании, что можно работать из любой точки мира, лежа на диване, ноль вложений, а доход - чуть ли не 100 тысяч в первый же месяц. К тому же я долгое время следила в социальной сети за жизнью своей знакомой. Девушка делилась своими успехами в сетевом: выкладывала продукты, которыми пользуется, результатами похудения, но главное - чеками с зарплатой. Когда на чеке появилась цифра 60 тысяч, я решила, что если она может, то у меня-то 30 точно получится. Ещё привлекло то, что менеджеры этой сетевой компании платят налоги, то есть всё законно, можно даже потом оформить ИП».
Кристине повезло - она нашла свою нишу. В станице, где живут её родители, не было офисов этой компании, поэтому девушка сразу подключила несколько активных и инициативных человек, которые были готовы не только покупать продукцию, но и реализовывать её среди своих же знакомых.
«Большим минусом была доставка. Все хотели сегодня-завтра получить товар, но у меня уходила неделя, чтобы собрать все заказы, упаковать их и отправить. Конечно, топ-менеджеры сетевого позиционируют это так: можно заниматься, не выходя из дома, на сайте оформлять клиентам доставку прямо до двери. Но ты понимаешь, что если не будешь никуда ходить и ни с кем общаться, то и клиентов у тебя не будет. Я даже как-то умудрилась продать кое-что из нашей продукции водителю, через которого передавала заказ в станицу. Кроме того, одним из важных моментов работы было продвижение в соцсетях. Ты должен снимать всю свою жизнь, рассказывать, какими продуктами пользуешься… А также постоянно быть на связи: консультировать клиентов по продукции, срокам доставки и так далее».
Ещё одним минусом, по словам Кристины, было чёткое выполнение каждый месяц плана.
«3 года назад это было 8 тысяч в месяц. Сначала ты его, конечно, выполнишь - подключишь своих друзей, наберёшь продукции, а потом что делать? Крема и помады не заканчиваются за месяц и даже за два. И нас учили: звони своим друзьям и говори: «Я не дотягиваю до плана, выручи меня: закажи что-то!» Честно говоря, это становилось всё больше и больше похоже на какой-то агрессивный маркетинг. Приходилось буквально выклянчивать. Мы видим в интернете топ-менеджеров компаний с голливудскими улыбками, гладким лицом без единой морщинки, они рассказывают, что так шикарно живут на деньги от сетевого. Может, оно так и есть, но я склоняюсь, что это просто реклама компании».
В результате Кристина проработала в компании полгода. Ежемесячный её доход был 11-13 тысяч рублей. Самый максимальный - 18 тысяч.
«Конечно, это было приятным бонусом для мамы в декрете, но эти деньги не стоили той суеты и дискомфорта, которые я доставляла своей семье: постоянные звонки, поездки за товаром, различные тренинги и встречи. Ни на ребёнка, ни на мужа времени почти не оставалось. Я поняла, что это работа, на которой надо пахать, и, если ты хочешь зарабатывать 60 тысяч, то надо иметь очень много друзей и знакомых с хорошим доходом, которые постоянно будут у тебя заказывать товар, а также много времени - на обучение, звонки, продвижение в соцсети, встречи и доставку продукции».
Нашла себя
Ещё несколько лет назад Алёну Клименченко многие знали как фотографа:
По словам Алёны, костяк своей команды, с которой ей пришёл первый доход, она собрала уже после первой поездки:
«Первый раз я поехала на Бали за… 100 долларов. Написала об этом в соцсетях: кто-то не поверил, кто-то сказал: «Ну, посмотрим!» Всю поездку я снимала на телефон и выкладывала в сеть, чтобы показать, что это действительно не обман. И сразу же после моего возвращения ко мне присоединились сразу шесть моих друзей и знакомых. У нас такая же сетевая компания, как и все остальные, только здесь ты покупаешь не косметику или средство для мытья посуды, а отдых. И здесь, как и в любой другой, тебе придётся сначала попахать: встречи, ведение соцсетей, различные тренинги. Надо не только не бояться знакомиться с новыми людьми, но и уметь интересно рассказать им, показав всю выгоду и преимущества путешествия с нашей компанией».
Сначала Алёна совмещала работу фотографом и сетевой бизнес:
«У меня, как и во многих, сидел страх: а что если не получится. Но через год удалось уже выйти на хороший доход, и я с лёгкостью закрыла студию и фотошколу. Сейчас фотографирую только для себя и своих друзей в путешествиях».
О том, сколько же всё-таки она получает в месяц, Алёна старается не говорить.
«Одни, услышав сумму, скажут, что такого не может быть! Другие: «Что-то мало!» Но нам хватает. А ещё мы смогли исполнить мечту старшей дочери, которая собственными глазами хотела увидеть Эйфелеву башню в Париже».
Комментарий эксперта
«Сетевой маркетинг подходит далеко не всем. Всё зависит от типа характера - насколько ты готов предлагать и продавать. Сетевой маркетинг чем-то похож на активные продажи. Есть люди, которые на холодных звонках делают хорошие деньги. Если ты общительный и коммуникабельный, не боишься отказов и можешь идти напролом, то ты будешь там успешна. Но не надо думать, что сетевой маркетинг - это работа удалённо из любой точки мира и так далее. Этим может закончиться, но сначала придётся реально вкалывать. Если ты не готов работать, то это не волшебная палочка, которая сразу даст тебе сто тысяч в месяц», - пояснила Ксения Федченко, маркетолог.