Когда читаем ребенку сказку, ему важно не только слышать текст, но и рассматривать иллюстрации в книге. Так восприятие произведения становится полным. Порой дети останавливаются на той или иной картинке, разглядывают детали. Как правило, автора произведения знают почти все, а вот имя человека, любовно создавшего визуальное сопровождение к написанному, нередко остается в тени. О том, как рождается иллюстрация к сказке, рассказала художница Анна Булгакова.
«Рисую с детства»
Творчество Анны понятно представителю любой возрастной аудитории. Оно многогранно - это и книжная графика, и путевые зарисовки, и оформление спектаклей, и книжная иллюстрация.
«Рисую, сколько себя помню. С раннего детства не думала о другой профессии. Только тогда представляла себя в будущем немного по-другому: художником, работающим в станковой (классической живописи)», - рассказывает Анна Булгакова.
Во время обучения на втором курсе художественного училища она увлеклась мультипликацией. Дома самостоятельно освоила специальную программу и в акварельной стилистике создала мультфильм, который победил на Кубанском фестивале «Молодой киновек». Это подтолкнуло к поступлению во Всероссийский институт кинематографии им С.А. Герасимова на специальность художник мультипликационного фильма. Обучаясь во ВГИКе, Анна постоянно искала связанную с будущей профессией работу.
«Мне казалось, что если не найду ее сейчас, то не получится и потом. Тогда и начала работать в театрах, посещать книжные выставки, показывать свои рисунки издательствам», - воспоминает художница.
Она общалась с издателями и режиссерами, просматривала объявления в специализированных сообществах и предлагала сотрудничество. Спустя время заработало «сарафанное» радио, и заказы сами стали находить талантливую студентку.
Тем, кто сейчас учится и хочет работать по профессии, она советует не опускать руки: «Редко в начале пути работа приходит сама. Вначале за нее надо сражаться».
Передать ощущение свободы
Наиболее полно талант Анны Булгаковой раскрылся в книжной иллюстрации. Нарисованные Анной персонажи к произведениям «Маленький Мук», «Сказки дядюшки Римуса», «Снежная королева» и «Алиса в стране чудес» трогательно наивны и понятны как детям, так и взрослым. Сказочный мир на бумагу она переносит с удовольствием, ведь, как многие, тоже любит сказки.
«Обожаю их за иносказательность и метафоричность, за возможность погрузиться в другой мир, в сказках возможно все. А издатели находят мой стиль больше подходящим для волшебных историй и предлагают именно такие произведения», - говорит художница.
И как врач помнит первого пациента, так и Анна не забыла свою первую напечатанную работу. Это было изображение мальчика на велосипеде из книжки «Внучка колдуна» Марии Евсеевой.
«До сих пор помню, как в этой иллюстрации хотела передать ощущение свободы, когда едешь через цветочные поля на велосипеде», - отмечает Анна.
По словам Булгаковой, создавая рисунок или эскиз к книге, мультфильму или спектаклю, она пытается передать эмоции, которые испытывает сама. Для нее важно не просто нарисовать картинку, а сделать так, чтобы был отклик у зрителя.
«Мне кажется, мы, иллюстраторы, этим и живем. Нам очень хочется, чтобы наша работа приносила радость», - говорит она.
Образ в голове
Интересен процесс создания книжной иллюстрации. Все начинается с того, что художник делает наброски всех иллюстраций.
«В голове появляется образ будущего рисунка и стараешься максимально к нему приблизиться в своей работе. Но бывает так, что процесс уводит меня от изначальной задумки, и финальная иллюстрация отличается от замысла, причем иногда даже сильно», - раскрывает секрет создания рисунка Анна Булгакова.
Обычно иллюстрации в книге расположены равномерно. Часто их будущее расположение отмечено в готовом макете. Художник выбирает наиболее интересные моменты и переносит их в иллюстрации.
Сначала Анна обдумывает персонаж - чем он живет, что для него важно.
«Работа иллюстратора похожа на труд режиссера мультфильма или фильма. Получив оба образования, я теперь могу это сравнить. И более того пропагандирую именно такой подход к иллюстрированию – режиссерский», - рассказывает она.
Если персонажи принадлежат определенной эпохе, то это тоже надо учитывать. Дальше Анна делает скетчи героев и выбирает лучший из них.
Чтение художественных книг повышает эмоциональный интеллект.
Есть и другой подход - первый пришедший в голову образ обдумывается, доделывается, и последующие варианты становятся точнее и оригинальнее.
Оказывается, рисунок должен не в точности иллюстрировать текст, а помогать произведению раскрыться более многогранно, добавляя что-то свое. По мнению Анны, если режиссер или художник удивил нестандартным мышлением, собственным видением, то зритель с большей вероятностью получит удовольствие от просмотра.
Примером для своего творчества она считает мастеров старой советской школы, в том числе своего педагога Сергея Алимова, которого называет классиком советской иллюстрации. Последнее время Анна вдохновляется художниками-мультипликаторами и режиссерами.
Прежде всего - работа
Интересно, что для самой художницы создание рисунка - это сначала работа, а потом уже творчество.
«Относиться к иллюстрированию книг, сценографии, мультипликации и другим художественным профессиям по-другому - ошибка. Нужна дисциплина, в противном случае это не профессионализм», - объясняет мастер свою позицию.
Все работы дороги автору, но серия иллюстраций к «Маленькому Муку» стоит особняком. Она очень понравилась педагогам, после чего будущая художница поверила в себя. К тому же одну из картин из этой серии отобрали на книжную выставку-ярмарку в Лондоне.
Во время учебы в институте Анна как художник-видеограф оформляла спектакли. Первой была экспериментальная постановка в театральной лаборатории в Театре на Таганке с проецирующейся на стену анимацией.
«Тогда было необычно, что по стенам «плавали» рыбы, с яблони на сцене падали анимационные плоды, а актеры взаимодействовали с этой анимацией», - вспоминает Анна.
Потом она участвовала в постановках спектаклей с анимированными проекциями в разных уголках страны. По словам художницы, это был тяжелый труд с бессонными ночами, зато есть что вспомнить.